+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Особенности решения творческих задач в выразительной пластике у дошкольников

7 Апреля 2015

Неустроева Евдокия Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия

Авторская методика «выразительная пластика» является новым видом художественно-творческой деятельности, разработанным на основе «взрослой» пластики и детского вида деятельности «лепка». Под пластикой понимается искусство создания скульптуры из мягких податливых материалов (глина, воск, пластилин). Методика направлена на развитие познавательных и творческих способностей через овладение детьми модельной и художественно-символической формами опосредствования. В результате занятий выразительной пластикой:

– дети создают предметные и беспредметные скульптурные образы и композиции на очень сложные, ранее не доступные темы (например, добро –зло, жадность – щедрость и др.);

– с помощью языка искусства ребенок выражает свое уникальное личностное мироощущение, собственное отношение к изображаемому, а затем обобщает их в словесной форме (авторское название), что в свою очередь ведет к развитию авторской позиции ребенка;

– дети осваивают скульптурный способ лепки, необходимый для передачи целостного скульптурного образа, языковые средства скульптуры (размер, расположение, силуэт, фактурная обработка поверхности и др.);

– улучшается коммуникация детей как со сверстниками, так и со взрослыми;

– развивается мелкая и крупная моторика детей.

В процессе решения творческих задач дети осваивают такие виды средств, как наглядная модель (эскиз) и «авторский символ» (В.В. Брофман) [1]. Под наглядными моделями мы понимаем предварительные графические эскизы работ, используемые в качестве средства планирования и организации собственного замысла (композиционное решение будущей скульптуры).«Авторский символ» – это художественный образ, который выражает субъективное авторское отношение к себе, миру и творческому продукту. В пластике реализуется как авторским способом организованное пространство скульптуры. «Авторский символ», как средство передачи собственных состояний, настроений, переживаний и личностного мироощущения может, под целенаправленным руководством взрослых, быть освоен уже в дошкольном детстве. Это поможет ребенку научиться осуществлять собственный выбор, ориентироваться в нарастающих потоках информации, осмыслять и творить в «сложном» мире (Ж. Деррида).

К художественно-выразительным средствам пластики относятся: соотношения объемов, размеров, силуэт, фактурная обработка поверхности, ракурс, передача динамики, выделение значимых элементов, символически окрашенные «жест» и «поза» и др., т.е. все, что создает внутреннюю и внешнюю энергию скульптурного решения [3]. Необходимым компонентом «авторского символа» является обобщающее «авторское название» работы, т.е. придание имени (А. Ф. Лосев), и подпись автора (Ж. Деррида) [5].

О символическом характере скульптуры писали такие искусствоведы и философы искусства, как B. C. Турчин, Н. И. Полякова, Г. П. Степанов, В.П. Головин, Ж. Маль. Такой известный исследователь, как Ж. Маль, приходит к выводу, что уже в эпоху Средневековья, когда в искусстве господствовали жесткие каноны, неизвестные скульпторы находили особые средства, чтобы прояснить, осмыслить, «разграничить» в своих композициях такие базовые, оппозиционные, человеческие понятия и моральные категории, как добро и зло, скромность и роскошь, и многое другое [8]. Чаще всего это достигалось с помощью придания скульптурам определенных атрибутов. Современные скульпторы продолжают в своем творчестве поиск новых средств. Одним из новонайденных «понятийных» выразительных средств является беспредметность, бестелесность,отсутствие объекта. В творчестве скульпторов середины ХХ века Генри Мура, Александра Колдера, Аниша Капура и др., форма, приобретая абстрактный характер, репрезентирует внутреннее состояние, эмоции, чувства, переживания, идеи. Произведения этих скульпторов стали средством осмысления мира, утверждающим право автора, «авторского символа» передавать субъективный смысл собственного образа мира.

Наш подход строится на основе идей Л.А. Венгера о развитии способности к опосредствованию в дошкольном детстве через овладение детьми условно-символическими средствами решения познавательных и творческих задач. Введение таких средств в процесс решения открытых творческих задач существенно улучшает качество их решения, расширяет спектр доступных детям тем и заданий и обогащает возможности творческого развития [2]. Формирование действий наглядного моделирования включает в себя (1) освоение действий замещения, (2) освоение способов построения и использования модели, в которые входят выделение наиболее существенных сторон действительности и установление между ними определенных связей и отношений и передача в схематическом изображении. Благодаря развитию этой способности к опосредствованию у ребенка складывается внутренний план действий, он может создать в уме план будущей игры или постройки.

Особое внимание мы уделяем введению ребенка в «авторскую позицию» (В.В. Брофман). Основными этапами формирования позиции являются: (1) маркировка введения ребенка в новое, не бытовое, а творческое («волшебное») пространство; начальное принятие роли скульптора в «волшебном пространстве», (2) создание авторской скульптуры, (3) подпись автора, (4) обобщающее «авторское название» работы – придание имени своему произведению, (5) участие в «рефлексивном диалоге» – обсуждение собственной работы и работ других «скульпторов», (6) участие в «вернисаже». Полноценная «авторская позиция» создает возможность осознания самоценности собственной работы и повышения общей самооценки «скульптора». Она является необходимым компонентом возникновения (порождения) «авторского символа» и способствует ярко выраженному субъективному «высказыванию» ребенка на языке пластики в мире 3D. «Порождаемый» ребенком авторский язык скульптурных образов выступает средством метакоммуникации с собственным внутренним миром и с реальностью, способствует активизации и актуализации продуцирования смыслов в ситуации неопределенности решения творческой задачи. Мы используем творческие задачи с высоким «коэффициентом неопределенности» (В.В. Брофман)[1].

В целом методика представляет собой комплекс оптимальных условий, способствующих созданию ребенком уникального творческого продукта: работа не требует от «скульптора» технического совершенства, выполнения ее по готовому образцу; подбор оппозиционных тем помогает ребенку не только различать состояния, переживания или понятия, но и насыщать создаваемые художественные образы собственным ви́дением и отношением; принципы организации метода работы выстраивают особую позицию ведущего взрослого, целенаправленно вводящего ребенка в мир символической художественной культуры: он – партнер, признающий творческие возможности ребенка. Он помогает открывать выразительные возможности пластики, способствующие возникновению и уточнению авторского замысла. Он – «организатор игр «угадайка», «раз, два три, морская фигура замри!» и «живой» пластилин; инициатор «рефлексивного диалога; организатор «вернисажа».


Предлагаемая нами методика содержит 4 блока, включающих 32 последовательных задания, выстроенных по степени усложнения тем.

Первый блок

Цель: Введение в роль «скульптора» в пространстве «волшебной мастерской». Освоение действия замещения: от реального объекта к скульптуре.

На этом этапе дети создают скульптуры на такие темы, как «Слепи, что хочешь»; «Кошка»; «Угадай друга, который живет у меня дома»; «Любимый сказочный герой». Эти задания предполагают скульптурное воплощение объекта, интересного для детей.

Второй блок «Герой: состояния и переживания»

Цель: Освоение выразительных средств передачи эмоционального состояния в скульптуре. Выделение и передача наиболее значимого признака. Задания формулируются в виде оппозиционных пар.

Темы занятий: «Голодная кошка и сытая кошка», «Кошка, которую гладят по спине, и кошка, которой наступили на хвост», «Злая собака и добрая собака», «Бармалей и доктор Айболит» и др.

Третий блок «Настроения»

Цель: Освоение символических средств выражения оппозиционных эмоциональных настроений и переживаний в беспредметной скульптурной композиции («колбаски»). Предлагается выразить в композиционных решениях оппозиции типа «веселая – грустная». Освоение символически окрашенного «жеста» и «позы» как одной из основ авторской символизации.

Темы заданий: «Колбаски»: 1. «Веселая – грустная»; 2. «Сытая – голодная»; 3. «Храбрая – трусливая» 4. «Ленивая – работящая» 5. «Ласковая – грубая»; 6. «Жадная – щедрая» и др.

Четвертый блок «Отношения»

Цель:1) Освоение авторской символизации бинарных оппозиционных понятий, передающих отношения. 2) Введение новых тем: сложных оппозиционных понятий для создания беспредметных скульптурных композиций.

Темы заданий: «Беседа – ссора», «Танец – драка», «Дружба – вражда» и т.п.: парные «колбаски».


Литература

1. Брофман В. В. Об опосредствованном решении познавательных задач. //Вопросы психологии. 1993. №5. С. 30 – 38.

2. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. //Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43 – 50.

3. Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 8.4 п.л.

4. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: дис. …канд. психол. наук/ Т. В. Жарова; Институт развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2006. - 160с.

5. Лосев А. Ф. Форма – Стиль – Выражение /Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. 944 с.

6. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры //Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3х т. Т.1. Таллин: Александра, 1992. 479с.

7. Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка (в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников): дис. …канд. психол. наук/Т. А. Селиванова; Институт развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2005. – 194 с.

8. Male E. Religious Art in France of the Thirteenth Century. DOVER PUBLICATIONS, INC. Mineola, N. Y. 1996. 415p.


© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: