+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Диагностический инструментарий оценки проектных умений детей старшего дошкольного возраста

9 Апреля 2015

Котлярова Екатерина Александровна магистр психолого-педагогического образования, инженер деканата факультета биологии, географии и химии КГПУ им. В.П.Астафьева

Каблукова Инна Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики детства КГПУ им. В.П.Астафьева


diagnosti.jpgМодернизация образования, быстрый темп его развития, введение в образовательную среду информационных технологий, направлена на достижение идеальной цели образования, сформулированной еще Аристотелем - развитие гармоничной и всесторонне развитой личности. Большие возможности в этом направлении открывает проектная деятельность, способствующая становлению личности ребенка через организацию разнообразных видов его деятельности. Проектная деятельность рассматривается в педагогических исследованиях последних лет в качестве средства разработки и внедрения образовательных инноваций в образовательный процесс. Как научно-педагогическая область проектирование характеризуется новизной и находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследований.

Проектная деятельность сегодня широко используется на всех уровнях образования. Дошкольное образование не стало исключением. Исследования проектной деятельности детей дошкольного возраста подробно описаны в работах Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Виноградовой Н.А., Киселевой Л.С. , Штанько И.В., Полат Е.С.

Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением к совместной деятельности. В основе проектной деятельности лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский разносторонний поиск, результаты которого обобщаются, что развивает познавательный интерес в различных областях знаний, навыки сотрудничества. Через интеграцию различных областей знаний формируется целостная картина мира ребенка. Коллективная работа детей дает им возможность принимать и выполнять различные социальные роли. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Таким образом, проектная деятельность многогранна и включает в себя различных умения, которые можно разделить на группы: рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, менеджерские, презентационные, умения работать в сотрудничестве. Каждая из перечисленных групп, в свою очередь, состоит из более частных и конкретных умений. Все перечисленные умения и группы умений относят к проектным умениям, т.е. умениям которые позволяют реализовать проектную деятельность [Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Л.Г. Петерсон].

Целенаправленная деятельность педагогов по развитию проектных умений детей дошкольного возраста требует разработки инструментария, позволяющего оценить полученный результат, и на его основе построить дальнейшую траекторию развития проектных умений детей.

Как показали результаты проведенного нами исследования, в современной психолого-педагогической науке отсутствуют стандартизированные методики позволяющие оценить уровень актуального состояния проектных умений детей старшего дошкольного возраста, в тоже время в педагогике сегодня распространен опыт определения уровня развития проектных умений по каждому критерию, в нашем случае по каждой группе умений входящих в состав проектных.

Диагностический инструментарий для изучения проектных умений детей старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс заданий.


«Создай пару»

Материал: альбомный лист с изображением пары сапожек (одна картинка на двух детей), 6 карандашей (красный, желтый, синий зеленый, черный и оранжевый)   и 6 фломастеров (красный, желтый, синий зеленый, черный и оранжевый)    на двух детей.

Инструкция: Задание дается паре дошкольников: «Вам необходимо придумать и нарисовать пару сапог, пара предполагает создание одинаковых двух сапог, по цветовой гамме и по рисункам, изображенным на сапогах».

На выполнение задания отводится 10-12 минут.

Результаты задания фиксируются педагогом в карте наблюдений №1. Педагог делает отметки в карте каждого ребенка, обводя то количество баллов, которое соответствует реакции ребенка (см. Таблица 1).

Таблица 1

Карта наблюдений № 1

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

Умение согласовывать действия

Согласовывает свои действия со сверстниками

Способен к согласованию действий

Обычно согласовывает свои действия с окружающими, но может и не делать этого

Не согласовывает свои действия

Избегает ситуации взаимодействия

5

4

3

2

1

Умение оказывать помощь

Способен оказывать помощь другим детям

Охотно оказывает помощь другим

Готов к оказанию помощи сверстникам, если его об этом просят

Оказывает помощь окружающим крайне редко, только после нескольких личных просьб

Не замечает ситуаций затруднения других и не способен оказать помощь

5

4

3

2

1

Умение принимать помощь

Способен принимать помощь от окружающих

Принимать помощь от других участников проектной деятельности отказывается

От помощи других участников и взрослых не только не отказывается, но и активно просит ее

Других о помощи не просит, если сверстники или взрослые проявляют инициативу в оказании помощи такому ребенку, то он отстраняется от деятельности.

Не умеют принимать помощь других участников проектной деятельности, стараются делать все сами, как получится, не прибегая ни к чьей помощи

5

4

3

2

1

Умение учитывать мнения окружающих

Слышит и может учитывать мнения (советы) участников проектной деятельности

Не всегда способен услышать советы и мнения других, но те которые слышит, учитывает

Мнение окружающих старается учитывать, но может и игнорировать их

Учитывать мнение других, способен лишь в том случае, если группа несколько раз подряд указывает на данный факт

С окружающими стараются не взаимодействовать, их мнением не интересуется

5

4

3

2

1

Умение идти на компромисс

Готов к компромиссам для достижения главной цели.

Практически всегда идет на компромисс в деятельности

Идти на компромисс способен, при помощи педагога, взрослого

Компромисс, довольно сложная задача, редко может так поступать

Не проявляет никаких предпосылок для компромиссов, отдален от других участников

5

4

3

2

1

Умение взаимодействовать с

окружающими

Активен, инициативен, проявляет легкость во взаимодействии с окружающими.

Проявляет инициативу и активность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми инициативы не проявляет, но охотно принимает инициативу и активность окружающих.

В общении и взаимодействии с окружающими проявляет пассивность, замкнутость.

Общения и взаимодействия со сверстниками избегают, предпочитая одиночество.

5

4

3

2

1

Умение понимать инструкции взрослого

Понимает инструкции взрослого

Способен понимать инструкции взрослого

Не всегда точно понимает инструкции педагога

Испытывает некоторые трудности в понимании инструкций взрослого

Смысл инструкций взрослых понимают медленно после нескольких повторов.

5

4

3

2

1


«Собери животное».

Материалы: разрезанные на большое количество частей цветные картинки животных.

Инструкция: ребенку предлагается собрать из деталей разной формы одну картинку, на которой должно получится изображение животного. В ходе работы педагог задает вопросы ребенку: «С чего ты начнешь собирать картинку? Что ты будешь делать дальше? Что помогает тебе понять какую деталь взять следующую?»

На выполнение задания отводится 12-15 минут.

Результаты задания фиксируются педагогом в карте наблюдений №2 Педагог делает отметки в карте каждого ребенка, обводя то количество баллов, которое соответствует реакции ребенка (см. Таблица 2) .

Таблица 2

Карта наблюдений №2

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

Умения планировать

Умеет планировать свои действия (в рамках возрастных особенностей),

Способен рассказать о последовательности своих дальнейших действий

Способен выстраивать последовательность своих действий, выполнять шаг за шагом, но в ходе работы может отвлекаться, уходить в сторону от намеченного пути к достижению результата

Общую цель и конечный результат не удерживает, поэтому оставление плана и планирование какой-либо деятельности очень сложно для такого дошкольника

Планировать свою деятельность могут лишь в ситуации активной помощи педагога, постоянных указаний и контроля.

5

4

3

2

1

Умение простраивать внутреннюю логику действий

Прослеживается последовательность и внутренняя логика деятельности.

Проявляет логичность в действиях и последовательность

Предпринимаемые действия не всегда логичны и последовательны

Часто теряет мысль, логику рассуждений и последовательность действий.

Общую цель, как правило, не принимают, конечный результат не удерживают даже при постоянном напоминании.

5

4

3

2

1

Умения удерживать промежуточные цель

Удерживает стремление к достижению задуманного результата, выделяет промежуточные цели

Четко ориентируясь на конечный результат

Удерживает общую цель только в ситуации систематического напоминания, часто проявляет нейтральное отношение к общему делу.

Способен удерживать промежуточную цель, может пошагово исполнять запланированные действия, как правило, с помощью взрослого.

Цель часто расходится с полученным результатом.

5

4

3

2

1


«Где лучше жить?»

Материал: альбомный лист (ватман) с изображением леса и альбомный лист (ватман) с изображением моря, фигурки морских обитателей и жителей леса, а также фигурки других животных домашних, степных, т.е. не подходящие к обеим картинкам, все необходимые материалы предназначены для группы детей из четырех человек.

Инструкция: педагог раздает детям картинки с изображением леса и с изображением моря, а также бумажные фигурки животных и предлагает разместить их в места их обитания. После того, как педагог объяснил суть задания, задает каждому из детей вопросы: «Как ты думаешь, ты легко справишься с этим заданием?», «Какую оценку ты можешь дать себе до начала выполнения задания?»

На выполнение задания отводится 7-10 минут.

Результаты задания фиксируются педагогом в карте наблюдений №3 Педагог делает отметки в карте каждого ребенка, обводя то количество баллов, которое соответствует реакции ребенка (см. Таблица 3) .

Таблица 3

Карта наблюдений №3

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

Умение видеть свои ошибки, готовность к их исправлению

Способен осознавать свои ошибки, на которые ему указали взрослые,

при обнаружении ошибок в своей деятельности, готов к их исправлению

Свои ошибки способен признать только после многократного обращения на них взрослым. Готов к исправлению ошибок и недочетов, только при наличии внешнего контроля со стороны взрослого

Способен признать и исправлять свои недочеты лишь в случае многократного обращения внимания педагога.

Видение и исправление собственных недочетов и ошибок возможно только при помощи педагога.

Свои ошибки найти не способен.

5

4

3

2

1

Умение видеть чужие ошибки

Способен видеть ошибки в действиях других участников деятельности

Способен находить ошибки в деятельности сверстников

Способен найти ошибки в деятельности других, при помощи обращения на них взрослым.

Практически никогда не пытается разглядеть чужие ошибки.

Чужие ошибки разглядеть не может

5

4

3

2

1

Выявление самооценки ребенка

Обладает незначительно завышенной самооценкой,

Обладает завышенной самооценкой

Обладает приближенной к адекватной самооценкой

Самооценка занижена

Обладает низкой самооценкой.

5

4

3

2

1

Умение отвечать на вопросы

Способен отвечать на заданные вопросы

Охотно отвечает на задаваемые окружающими вопросы

Готов отвечать на вопросы других участников группы

Во время ответов на вопросы испытывает трудности .

Не готов к ответам на вопросы со стороны педагога и сверстников

5

4

3

2

1

Умение задавать вопросы

Способен задавать вопросы другим участникам группы и окружающим

Почти всегда задает интересующие вопросы

Стремится задавать вопросы другим

Вопросы сверстникам и взрослым старается не задавать

Не задает вопросы сверстникам и окружающим

5

4

3

2

1

Проявление инициативы

Способен к инициативе, взаимодействию с другими участниками группы

Проявляет инициативу и активность

Готов к проявлению инициативы и активности

Активность и инициативу не проявляет

Избегает любой возможности проявить активность и инициативу

5

4

3

2

1

Участие в коллективном обсуждении

Готов к обсуждению и защите своей точки зрения

Практически всегда участвует в коллективных обсуждениях, дискуссиях.

В обсуждения и дискуссии включается после того, как другие участники обращаются к нему с инициативой.

Крайне редко участвует в коллективных обсуждениях и дискуссиях.

Такие дошкольники стараются не вникать в суть проблемы, предпочитая «отсидеться в тени».

5

4

3

2

1


Задание «Рассказ по картинке»

Материал: серия сюжетных картинок для каждого ребенка.

Инструкция: дошкольнику предлагается рассказать о событиях, которые изображены на картинках. Педагог задает наводящие вопросы: «Что делает на картинке дедушка?», «Кто пришел ему на помощь?», «А чем еще могла закончиться эта история?»

На выполнение задания отводится 12-15 минут.

Результаты задания фиксируются педагогом в карте наблюдений №4 Педагог делает отметки в карте каждого ребенка, обводя то количество баллов, которое соответствует реакции ребенка (см. Таблица 4).

Таблица 4

Карта наблюдений №4

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

поиск новой информации

Способен находить новую информацию «догадаться самому», «спросить у того, кто знает», «придумать самому и проверить»

Обладает умением поиска новых знаний, активно использует при этом способы поиска новой информации такие как «догадаться самому», «спросить у того, кто знает», редко пользуется (старается избегать) способом «придумать самому и проверить»

Обладает умением поиска новых знаний, самостоятельно использует способы «догадаться самому» или «спросить у того, кто знает», совместно со сверстниками и взрослыми может воспользоваться способом «придумать самому и проверить».

В поиске новых знаний чаще используют способ «спросить у того, кто знает», стараются избегать использования способов «догадаться самому» и «придумать самому и проверить».

Способами поиска новой информации не владеют, предпочитают получать новую информацию в готовом виде по инициативе окружающих..

5

4

3

2

1

Поиск нескольких решений одной задачи.

При помощи взрослого ребенок способен придумать несколько (более трех) решений одной задачи

Присуще умение придумать более одного решения одной и той же задачи при поддержке и стимулировании этого процесса со стороны взрослого.

Как правило, способен придумать несколько вариантов решения одной проблемы при поддержке и стимулировании этого процесса со стороны взрослого, но чаще ограничивается двумя вариантами.

Для такого ребенка обычно существует один вариант решения задачи.

Затрудняются в придумывании хотя бы одного варианта решения проблемы

5

4

3

2

1

Умения выступать перед публикой

Охотно выступает перед аудиторией

Умеет, но не стремиться выступать перед публикой

При выступлении перед окружающими проявляет неуверенность, скованность, смущается. Активности в стремлении выступать перед аудиторией не проявляет

При выступлении перед окружающими речь сбивчива, невнятна, тиха. Старается не выступать перед аудиторией

Перед аудиторией выступать отказываются.

5

4

3

2

1

Владение монологической речью

Обладает развитой монологической речью

Обладает навыками монологической речи, но не всегда ее использует

Обладает навыками монологической речи в соответствии с возрастной нормой

Навыки развития монологической речи ниже возрастной нормой.

Навыки развития монологической речи значительно ниже возрастной нормой

5

4

3

2

1

Умения использовать наглядность в своем выступлении

Использует одно и более средств наглядности в презентации результатов

В своем выступлении может пользоваться средством наглядности

К средствам наглядности во время выступления обращается только при напоминании или просьбе взрослого

Средствами наглядности при выступлении не пользуется

Средствами наглядности при выступлении не пользуются

5

4

3

2

1

Результаты, полученные в ходе проведения педагогической диагностики проектных умений детей старшего дошкольного возраста, и анализа индивидуальных протоколов определили уровень актуального состояния проектных умений каждого ребенка (см. Таблица 5).

Таблица 5

Оценка уровней актуального состояния проектных умений в баллах

Высокий уровень

Уровень выше среднего

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

89-110 баллов

78-88 баллов

56-77 баллов

34-55 баллов

33 и менее


Характеристика уровней актуального состояния проектных умений:

Высокий уровень развития проектных умений: способен видеть ошибки в действиях других участников проектной деятельности, умения выделять свои ошибки только начинает складываться, ребенок способен осознавать свои ошибки, на которые ему указали взрослые, обладает незначительно завышенной самооценкой, при обнаружении ошибок в своей деятельности, готов к их исправлению. Обладает умением поиска новых знаний, используя такие способы как: «догадаться самому», «спросить у того, кто знает», «придумать самому и проверить», при помощи взрослого ребенок способен придумать несколько (более трех) решений одной задачи. Согласовывает свои действия со сверстниками, взрослыми. Способен оказывать помощь другим детям и принимать помощь от окружающих. Слышит и может учитывать мнения (советы) участников проектной деятельности. Готов к компромиссам для достижения главной цели. Умеет планировать свои действия (в рамках возрастных особенностей), удерживает стремление к достижению задуманного результата, выделяет промежуточные цели, прослеживается последовательность и внутренняя логика деятельности. Понимает инструкции взрослого, умеет задавать вопросы и отвечать на них, способен к инициативе, взаимодействию с другими участниками группы, проявляет активность в общении с окружающими, готов к обсуждению и защите своей точки зрения. Охотно выступает перед аудиторией, обладает навыками монологической речи. Использует одно и более средств наглядности в презентации результатов.

Уровень развития проектных умений выше среднего: способен найти ошибки в деятельности сверстников, свои ошибки способен признать только после многократного обращения внимания ребенка на них взрослым. Готов к исправлению ошибок и недочетов, только при наличии внешнего контроля со стороны взрослого. Обладает завышенной самооценкой, верит в свои силы, верит, что может справиться с любой задачей. Обладает умением поиска новых знаний, активно использует при этом способы поиска новой информации такие как «догадаться самому», «спросить у того, кто знает», редко пользуется (старается избегать) способом «придумать самому и проверить». Присуще умение придумать более одного решения одной и той же задачи при поддержке и стимулировании этого процесса со стороны взрослого. Способен к согласованию действий с окружающими, не всегда способен услышать советы и мнения других, но те которые слышит, учитывает в деятельности, охотно оказывает помощь другим, принимать помощь от других участников проектной деятельности отказывается. Способен рассказать о последовательности своих дальнейших действий, четко ориентируясь на конечный результат. Понимает инструкции педагога, задает вопросы преимущественно сверстникам, не всегда способен выслушать ответ внимательно и до конца. Проявляет инициативу и активность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Способен к отстаиванию и реже обсуждению своего мнения. Обладает навыками монологической речи, умеет, но не стремиться выступать перед публикой. В своем выступлении может пользоваться средством наглядности.

Средний уровень развития проектных умений: способен увидеть ошибки в деятельности других только после того как на это обратил внимание кто-то из окружающих, свои недочеты способен признать лишь в случае многократного обращения внимания педагога. Затрудняется в самостоятельном выборе способов исправления ошибок, нуждается в совете со стороны педагога. Обладает приближенной к адекватной самооценкой, верить в себя, свои силы при наличии поддержки со стороны взрослого и/или сверстников. Обладает умением поиска новых знаний, самостоятельно использует способы «догадаться самому» или «спросить у того, кто знает», совместно со сверстниками и взрослыми может воспользоваться способом «придумать самому и проверить». Как правило, способен придумать несколько вариантов решения одной проблемы при поддержке и стимулировании этого процесса со стороны взрослого, но чаще ограничивается двумя вариантами. Обычно согласовывает свои действия с окружающими, но может и не делать этого. Готов к оказанию помощи сверстникам, если его об этом просят, от помощи других участников и взрослых не только не отказывается, но и активно просит ее. К полученным в ходе деятельности советам, обычно прислушиваться, но может и игнорировать их. Удерживает общую цель только в ситуации систематического напоминания, часто проявляет нейтральное отношение к общему делу. Способен выстраивать последовательность своих действий, выполнять шаг за шагом, но в ходе работы может отвлекаться, уходить в сторону от намеченного пути к достижению результата. В ситуации принятия решения проявляет неуверенность, отказывается от самостоятельного принятия решения, охотно присоединяется к уже принятым. Не всегда точно понимает инструкции педагога, стремиться задавать и старается отвечать на заданные вопросы, может отвечать неточно, терять мысль, логику при формулировании ответа. Во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми инициативы не проявляет, но охотно принимает инициативу и активность окружающих. Имеет свою точку зрения, но высказывает ее только по просьбе (личному обращению), защищать или отстаивать свою точку зрения не стремиться. Обладает навыками монологической речи в соответствии с возрастной нормой. При выступлении перед окружающими проявляет неуверенность, скованность, смущается. Активности в стремлении выступать перед аудиторией не проявляет. К средствам наглядности во время выступления обращается только при напоминании или просьбе взрослого.

Уровень развития проектных умений ниже среднего: разглядеть чужие ошибки, достаточно сложная задача. Возможность реализации этого умения возникает только при постоянной поддержке и контроле взрослого, который сможет направить или четко указать на их существование. Видение и исправление собственных недочетов и ошибок возможно только при помощи педагога, и конкретных инструкций с его стороны. Зачастую, самооценка таких детей занижена, в свои силы верят редко, ориентируются на избегание неудач. В поиске новых знаний чаще используют способ «спросить у того, кто знает», стараются избегать использования способов «догадаться самому» и «придумать самому и проверить». Для такого ребенка обычно существует один вариант решения задачи. Оказывает помощь окружающим крайне редко, только после нескольких личных просьб. Других о помощи не просит, если сверстники или взрослые проявляют инициативу в оказании помощи такому ребенку, то он отстраняется от деятельности. Общую цель и конечный результат не удерживает, поэтому оставление плана и планирование какой-либо деятельности очень сложно для такого дошкольника. Способен удерживать промежуточную цель, может пошагово исполнять запланированные действия, как правило, с помощью взрослого. Часто теряет мысль, логику рассуждений и последовательность действий. Собственной точки зрения чаще всего не имеет, способен легко поменять одну точку зрения на другую. Примыкает, как правило, к более активным или авторитетным участникам. Испытывает некоторые трудности в понимании инструкций взрослого, вопросы задает редко, отвечает на вопросы тихо и неуверенно. В общении и взаимодействии с окружающими проявляет пассивность, замкнутость. Предпочитает не принимать участия в обсуждении и принятии решения, примыкает к мнению большинства. Навыки развития монологической речи ниже возрастной нормой. При выступлении перед окружающими речь сбивчива, невнятна, тиха. Старается не выступать перед аудиторией. Средствами наглядности при выступлении не пользуется.

Низкий уровень развития проектных умений: сложно говорить об умении видеть свои и чужие ошибки, а тем более об осмыслении задачи. Такие дошкольники стараются не вникать в суть проблемы, предпочитая «отсидеться в тени». Заранее настроены на неудачу, обладают низкой самооценкой. Способами поиска новой информации не владеют, предпочитают получать новую информацию в готовом виде по инициативе окружающих. Затрудняются в придумывании хотя бы одного варианта решения проблемы. Они не замечают ситуаций затруднения других и не способны оказать им помощь, не умеют принимать помощь других участников проектной деятельности, стараются делать все сами, как получится, не прибегая ни к чьей помощи. Общую цель, как правило, не принимают, конечный результат не удерживают даже при постоянном напоминании. Планировать свою деятельность могут лишь в ситуации активной помощи педагога, постоянных указаний и контроля. Цель часто расходится с полученным результатом. Эти дошкольники избегают любых принятий решений, в деятельность включаются только при наличии четких и ясных инструкций взрослого. Смысл инструкций понимают медленно после нескольких повторов. Вопросов не задают, отвечают на вопросы односложно. Общения и взаимодействия со сверстниками избегают, предпочитая одиночество. Навыки развития монологической речи значительно ниже возрастной нормой. Перед аудиторией выступать отказываются. Средствами наглядности при выступлении не пользуются.

Разработанный диагностический инструментарий позволяет не только дать количественную и качественную оценку актуального уровня развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста, но и определить характер динамики развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста и построить дальнейшую траекторию развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста.


Литература:

1. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г.Богданова, Т.В.Коршилова. М. : Роспедагенство, 1994. - 68 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст] Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3. Каблукова И.Г., Котлярова Е.А. Характеристика проектных умений детей старшего дошкольного возраста // Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные научные исследования: общественные, гуманитарные, естественные и технические науки», г. Москвва, 30 апреля 2014 г.: Сборник научных докладов / АНО содействие развитию современной отечественной науки Изд.дом «Научное обозрание»; редкол.: М.В.Васильева (отв.ред) и др.; авт.предисл. М.В.Васильева. - М.: АНО Изд.дом «Научное обозрание», 2014. - С.97-108.

4. Петерсон Л.Г., Абдулина Л.Э. Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс]. URL: http://www.sch2000.ru/library/detail.php (дата обращения 06.03.2014).

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языках[Текст]/ Иностранные языки в школе -№ 2, 3 - 2000.


© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: