+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Как учить «современного ребенка»?

9 Апреля 2015

Брофман Вера Владимировна,

г.Москва, доктор психологических наук,

ведущий научный сотрудник Исследовательского центра семьи и детства

Института развития личности РАО, научный руководитель центра развития

 и коррекции для дошкольников и младших школьников «Чеширский кот».

Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой…

А.С. Пушкин

 

«…Слегка за шалости бранил и в Летний Сад гулять водил» - с детства знакомые всем нам строчки. И обуревает чувство зависти! Как везло им тогда! Конечно, куда нам сегодня латынь, и кто знает, что такое эпиграфы? У каждой эпохи свои подрастают леса! Зато они не тыкали с полутора лет в планшет пальцем, не знали, кто такой трансформер, не фотографировали на телефон с пяти лет себя и своих друзей, не играли в Майнкрафт на мамином компьютере, и не лазали в бабушкин скайп, и не получали от друзей по старшей группе вечерние sms! Как же они жили бедные?

Имеем то, что имеем! И чтобы понять, как учить современного ребенка, нужно понять: во-первых, чем определяется «социальная ситуация» его развития, а во-вторых, что из этого проистекает. И тогда вопрос о том, как мы будем учить ребенка, с неминуемостью окажется в связке с вопросами: кого мы учим, чему и зачем? Чего мы хотим от его образования? И можем ли чего-то хотеть при такой непредсказуемости будущего в эпоху быстрых перемен? То есть, другими словами, какой он сам, сегодняшний ребенок? Как условия «быстрого течения времени» отражаются на нем? В чем сильные, а в чем слабые стороны такого развития?

И тогда выстраивать его образование (про воспитание пока молчу) сообразно на сегодняшний день понимаемым нами необходимостям: что ему может понадобиться, чтобы учиться в школе, в институте, чтобы жениться и т.д. Или знаемым законам возраста (например, взятым из возрастных периодизаций психического развития или просто из требований к будущему первокласснику) или как всегда «соседский Вася уже…» Мода у родителей всегда своя: раньше соседский Вася уже умел читать и считать! А сегодня, что он умеет такого, чему хочется подражать? Дополнительное образование «обязано» либо учитывать предпочтения родителей, по типу «кто платит, тот и заказывает музыку», и проводить маркетинговые исследования, либо образовывать и просвещать родителей, прежде чем предложить им свое меню возможностей! И в том, и в другом случае возникает дополнительная задача взаимодействия и ласковой, доброй и даже доброжелательной (без воображаемого «калаша» наперевес) коммуникации с родителями. К чему необходимо специально готовиться.

А про родителей, которые во многом определяют социальную ситуацию развития ребенка, нужно понимать, анализируя, когда и как росли они, что это было за время (какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?). Что они ели, то есть попросту чего в девяностые голодные можно было найти или достать в тех местах, где они жили. Чему их тогда учили, и когда они полезли в Интернет, и прочее, и чего они хотят для своих детей в этой связи? А еще «дерутся» ли они, так же, как их прикладывали мамы и папы, которым было некогда, или все позволяют, чтобы было по-другому, чем у них. Матерятся ли через каждое слово, или как?

Как пример, история: привели ко мне девочку, только пошла в школу, ей семь лет. Привели, потому что ворует, сейчас это модный тренд среди детей 5–9 лет. Итак, «плохая» девочка подговорила взять сначала из портфеля третьей девочки деньги, а потом айфон. Его «моя» девочка спрятала, потому что «взяла просто, чтобы на нем только поиграть!» На деньги купили в школьной столовке шоколадных машинок на всех (ей нельзя сладкого – медицинские ограничения) и той, у кого «сперли», тоже конфет дали! А потом подговорившая девочка рассказала про этот криминал «потерпевшей». Тем, кто работает с детьми, такие истории знакомы не понаслышке. А дальше стали девочки переписываться, конечно, sms-ками. Видимо, нашелся еще один мобильник «попроще». Девочка, из портфеля которой были добыты средства, «просила вернуть деньги» сначала доброжелательно, потом «плохими» (sic!) словами. Дальше финал. Спрашиваю: «А как ты узнала, что это плохие слова?» Девочка: «Мне мама сказала!» Мама: «Не ври! У нас папа каждый день так дома говорит». Занавес.

Комментировать не буду, разбирать, кого и за что наказывала укравшая девочка, – тоже. Похожих историй за последнее время много! И вообще все это очень напоминает популярный анекдот про «хорошую» и «плохую» девочку, когда обе стояли на балконе и плевали в прохожих: плохая попала только три раза, а хорошая попала пять. Потому что «добро» всегда побеждает!

А вот книжек, хороших детских книжек про то, что «воровать плохо», практически нет. Вспоминали с экспертами по детской литературе и поняли, что на самом деле за много-много последних лет – просто ни одной! Не пишутся они детскими писателями. Повспоминайте сами – вспомните, напишете – скажу спасибо! В «Детях подземелья» «Валек украл булку, потому что Маруся была голодна». Пеппи Длинный Чулок напоила воров чаем! Но когда это было написано? Пеппи еще читают, а Короленко? А Диккенса? Кто такой Оливер Твист? Это не тест, это просто грустная констатация.

А вот уже во всемирном детском бестселлере, на котором выросло целое поколение, все что-нибудь обязательно тащат – а как же еще победить плохих волшебников и очень несимпатичных персонажей, понятно дело – надо воровать, если по-другому никак. И мы сочувствуем добрым и «светлым», а не «темным» волшебникам, всей душой сопереживаем Гарри Поттеру, аплодируем Роулинг, которая вернула детям чтение. Однако норму некому и нечем вводить, если мы говорим про светский вариант развития, за который мы собственно и отвечаем!

Мне напомнили про книгу «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн. Думаю, ее сегодня тоже мало кто знает. Она удивительным образом описывает жизнь и чувства маленьких девочек в начальной гимназии в «условиях социального неравенства», когда одни «богатые», а другие «бедные», а учатся, как всегда, сообразно способностям. Найдите – почитайте, в Интернете она есть, однако дети ее, скорее всего, сами читать не будут – это уже невозможно. Там папа вводит запрет на воровство так, что девочка на всю жизнь его запомнила. Но он был положительный герой во всем! У наших детей часто нет такого героя, а слова «воровство и коррупция» звучат из каждого утюга, и «дети информационного обществ» их тоже слышат.

Что делать? Не знаю, может быть не инструментально – не знать, но нужно хотя бы отдавать себе отчет в том, что это «существует» и сказывается! И как всегда, искать книжки, может быть, открывать группы, где с детьми читают вслух по очереди и обсуждают прочитанное. Когда всерьез дорвутся до компьютера, то уже надолго, и читать с многими из них будет поздно! Возвращаясь к нашей девочке – ее маме я, в частности, предложила список литературы, чтобы прочитать вместе, прежде всего, «Белого пуделя», и не оставлять одну с ее переживаниями. А еще – водить на интересные занятия, серьезную танцевальную студию, где она будет с удовольствием выкладываться и уставать от продуктивной работы.

Кстати, книжку «Что такое хорошо и что такое плохо» тоже не стоит сбрасывать с корабля современности как устаревшую! Маяковский во времена «победившего пролетариата» вводил культурные нормы, с которыми тогда тоже было сложно. И они еще очень и очень могут пригодиться нашим младшим дошкольникам: стишки веселые и резвые, и даже правильные.

Что же из этого следует? Я полагаю что, да, специальные группы «чтения и развития речи»! Потому что если про книжки родителям еще не очень понятно – а те, кому понятно, сами почитают днем и «на ночь», то про группу развития речи, необходимую хотя бы для того, чтобы в школе «хорошо» учиться, понимают все. А «речь» по многим обстоятельствам (некогда и некому развивать) у современных детей тоже оставляет желать лучшего.

Да, в начале было «Слово». Но сегодня время доминирующей визуальной культуры, она «стягивает» на себя все силы и интересы не только маленького ребенка, но и подростка, и юноши, и взрослого! «Слову» сегодня в этой конкуренции приходится очень трудно! Это не значит, что слово надо «жалеть», оно прошло уже много испытаний за тысячелетия и переживало и высокие подъемы, и спады, и эпохи безвременья. Жалеть нужно детей! Сегодня «днем с огнем» приходится искать «читающего ребенка». И найти-то сложно! Это мировая тенденция.

Снова: что делать? Открывать группы чтения и «говорения». А главное – «СМЫСЛОВ»! И ниоткуда, кроме литературы, их не взять! И еще: эмоции – это «человек читающий» и «сочувствующий»! А компьютерные войны и завоевания, стрелялки и пугалки, которые тоже очень энергоемкие, провоцируют совсем другие эмоции. И они весьма далеки от «воспитания чувств». Как и чем привлекать родителей, к таким занятиям? Только школьной успешностью! Кто их может вести – те, кто ЛЮБИТ литературу, знает и понимает ее. Иначе это не только не полезно, но просто вредно, не менее чем «образ лишнего человека» или «луч света в темном царстве». А как понять, может педагог или не может? Очень просто: каждый сам знает, что у него лучше всего получается, а в условиях дополнительного образования это очень важно. Делать то, что лучше всего получается!

Потому что, занятия могут быть любые, разные и всякие, но только не занудные и скучные! Детям должно быть интересно, не «просто и легко», а так, чтобы сложные задачи (у каждого из них свой уровень доступной им трудности) решались с удовольствием. Пусть сперва не выходит, зато когда получилось, то радость и опыт преодоления всегда пригодятся в дальнейшей жизни. Я не видела ребенка-дошкольника, который бы не радовался свои удачам, особенно если их снимают на телефон или фотоаппаратом. На фотографии можно всегда посмотреть и напомнить себе и родителям о минутах своего «триумфа». Это особенно заметно на наших занятиях в Архитектурной Школе. Когда вычертив план по собственному замыслу и построив Замок для Доброго Привидения или Злого Инопланетянина, Башню для Огнедышащего Дракона или Храм Жизни, господа Архитекторы, Строители, Контролеры фотографируются на фоне своих проектов: Голливуд отдыхает! Сияющие улыбки, в руках чертежи проектов, на фоне собственных Дворцов, в Москве и Нью-Йорке (Гарлем) – остановись мгновенье, ты прекрасно!

И тут я хочу остановиться на двух моментах: средстве обратной связи и фиксации достижений – фотографии, и на самой Архитектуре. Сначала о фотографии. Она, несмотря на почтенный возраст, переживает новый расцвет благодаря современным информационным технологиям: снял на телефон и отправил сразу в Интернет, можешь сделать селфи, снимать друзей или все, что встретится по дороге. Доступность средства для ребенка выросла в разы. Его возможности еще не изучены, но даже с первого взгляда – мир в фокусе, выбор объектов и сюжетов (я видела, как работают шестилетние «фотокорреспонденты»), моментальный продукт, немедленная обратная связь, и еще многое, напрямую связанное с «да! Я могу». И тут же коллажи: создание и комбинирование собственного мира на основе фотографий, разнообразные творческие задачи и визуальный арт. Это из позитива, привнесенного прогрессом в жизнь ребенка. Можно использовать как в дополнение любого образовательного направления, так и самостоятельно.

Теперь о нашей Архитектуре. Она выросла из привычного доброго старого конструирования из кубиков. Включение «наглядного графического моделирования» изменило характер деятельности, неизмеримо усложнив и обогатив возможности развития познавательных и творческих способностей детей. Обогащение деятельности задачами на создание и разработку собственных архитектурных замыслов позволяет использовать огромное многообразие ее возможностей. От развития воображения и фантазии до совместно-распределенной деятельности, от построения сюжета игры в инопланетян и драконов до докладов по истории архитектуры Египта, Греции, Рима или про известные замки с привидениями (Интернет в помощь).

А еще, когда дети делают свои доклады по архитектуре, можно узнать много нового и интересного нам, взрослым. На тему «дом с привидениями» в Европе, один мальчик, рассказал, что только в Англии есть дорожный знак «Осторожно, привидения», он встречается на старых дорогах, где еще много замков с такими «жителями». На тему «Ухо мальчика на спине его» девочка делала доклад о временах египетских пирамид. Принесла нарисованное «ухо», зачитала текст и показала указкой, как учили «гиппопотамовой плетью» педагоги нерадивых учеников тысячи лет назад. Один из наших современных мальчиков шести лет вскочил и завопил с круглыми глазами: «Не понял! А в чем здесь юмор?»

 О чем это я рассказываю? О том, что на таких занятиях много места для творчества педагогов. Скучно не будет никому! Не стоит забывать и об основах тех математических представлений, которые сработают позже на уроках геометрии: в задачах на «усечение куба» или о понятиях, связанных с «единицами измерения».

Но, наверное, одним из самых актуальных на сегодняшний день аспектов является «собственноручный» переход из реального мира 3D в 2D и обратно. Современные дети медленно, но верно уходят от всего, что можно делать руками, в кнопочную и виртуальную реальность. В Архитектуре гармонично сочетаются проекты и реальность, задействованы руки и глаза, интеллект и эмоции, складываются эстетическое и художественное отношение к миру. Это означает насущную необходимость включения в дополнительное образование разнообразных занятий: «от Идеи до Дворца» – архитектура из кубиков и бумажная, моделирование и конструирование из различных материалов и оригами, дизайна и лего, изготовления мультфильмов и роботов, моделирования воздушных судов и парусников, и пр. Суть одна – Проект и Реальность.

В известной архитектурной студии «Арт-бля» однажды выполняли проект от моделирования «страхов» в бумажных эскизах, выполнения уменьшенной модели до огромных арт-объектов со своими названиями и историями. Конечно, взрослые помогали. Это объекты и скульптуры, созданные с помощью сварочного аппарата из разного металлического хлама. Над такими объемными проектами работают год все студийцы разного возраста.

Теперь о школьных трудностях наших детей. Они все более связаны с «руками», которые хорошо, если ложку до рта донести могут, а шнурки завязать, самостоятельно одеваться, вырезать ножницами, и, конечно, писать – слезы! Я уж не говорю о том, что вызывается «телесностью» и, в частности, нескоординированностью движения, плохо развитым управлением собой. Из них зачастую вытекает весь комплекс «проблем», затрудняющих полноценное образование, развитие «произвольности», управление собственным поведением. Учителя жалуются на то, что дети не умеют слушать и слышать, ерзают, бегают, отвлекаются на уроке. Кроме того, плохое развитие мелкой и крупной моторики ведет к сенсорным трудностям и, по-видимому, во многом связано с недостатками современного «сенсорного воспитания» в детском саду. К слову сказать, здесь приложили руку и добрые родители, застывающие у экранов своих ноутбуков, и, чтобы не «мучило» дитя, поменяв памперсы, выдающие ему планшет.

Обследование мира требует их неусыпного внимания, чтобы не лез куда ни попадя, а главное – времени. А они подменяют это завораживающим зрелищем, светящимся ярким экраном с мультиками и песенками и с облегченным выбором одним пальцем. И еще «гордятся над ним», помещая в фейсбук репортаж в картинках: как рано он все это осваивает. Дальше завопят про ограничение времени и игроманию, но уже куда – «сензитивный период» узнавания мира рукой, попой и зубом, правильным, а не редуцированным движением глаза, расширенным полем обзора, прошел давно. Это не означает, что я против современных девайсов – это не реалистично, я за разумное и осмысленное отношение к ним. Где польза и где вред. Серьезные исследования еще в начале своего пути – явлению лет пять. Индивидуальные особенности тем более не изучены. А необратимость процесса ясна сегодня всем, задумывающимся о «светлом будущем человечества».

Вот почему на дополнительное образование может быть возложена нагрузка серьезного и усиленного «сенсорного развития» ребенка. Как правило, это усиленные занятия всего на полгода, а польза от них огромная. В свое время было выпушено много хороших учебников и программ по сенсорному воспитанию в детском саду. Надо их найти, подобрать современные игрушки, которых сегодня множество (раньше все делали вручную,) и открывать специальные сенсорные группы. И увлекательно, и меньше родительских и учительских, и даже детских слез в школе.

 Во-вторых, «Руки»! Все, что связано с тем, что раньше было «трудовым воспитанием» или ручным трудом. Кружки и группы: столярные с фанерками и брусочками, вышивания крестиком и выпиливания лобзиком, вскапывания и взращивания, плетения макраме и бисерных фенечек, изготовления украшений и изготовления горшков на гончарном круге и прочая, и прочая. И, конечно, всевозможный арт, о развивающих возможностях которого существует множество литературы. Но и живопись, и графика, и коллаж, и выразительная пластика имеют смысл, когда их преподают талантливые и увлеченные педагоги, – без этого арт вообще не может существовать!

Кроме того, «Тело» ребенка требует внимания. Востребовано все, что связано с физическим развитием и координацией движения: танцевальными, акробатическими, спортивными задачами. Детям насущно необходимо лазать, бегать и ползать по-пластунски, скакать и «ходить бесшумно», как индейцы, плавать, как будущие путешественники. Подходят любые группы и многие спортивные комплексы, например, такие, как «подружись с препятствием», или раннее скалолазание, или ориентирование в лесу и на воде. Что-то из этого встречается в монтессорианских группах, правда, в основном не у нас.

Заканчиваются отведенные форматом страницы, и время, отведенное Шахразаде, давно вышло! В завершении скажу, что начинала текст с грустными мыслями о бедном нынешнем ребенке. А потом увидела, что, на самом деле, все обстоит куда веселее, чем, порой, кажется. Сегодня есть удивительная возможность встречи с «гостем из будущего»! Современные дети через десять лет «столь же быстрых перемен» будут жить в мире совсем не известных сегодня коммуникативных возможностей и совершенно нового образования. Старое образование разваливается во всем мире на наших глазах. Гугл, навигатор и википедия – только начало! ЕГЭ точно не будет. А что будет – сегодня неведомо никому. Фейсбучная эпидемия показала, как все новое и интересное распространяется мгновенно, в нем остались одни старички, а внуки уже убегают в инстаграмм или что-нибудь еще, чтобы их не засекли взрослые. Поэтому – читайте фэнтези!

Учить и образовывать нужно и можно впрок, всему, что сможет пригодиться. А тело, ум и душа человеку будут нужны всегда. А еще Игра, Театр и Музыка! И знакомьтесь с «будущим», пока оно рядом с вами! Убежит и не догнать.

С пожеланием успехов, Вера Брофман!



© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: