+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе частной дошкольной образовательной организации

11 Апреля 2015

Корф Мария Андреевна, Центр развития дошкольников «Изюминка»


На сегодняшний момент в системе образования г. Красноярска разновозрастной принцип организации группы детей сохраняется, в основном, в частной сфере. Обусловлено это разными причинами:

– особенность формирования детского коллектива, зависящая от спроса родителей;
– частая сменяемость воспитанников, обусловленная многими причинами;
– внутренние причины организации (небольшие площади, формирование педагогического коллектива).

Именно поэтому многие руководители частных ДОО осуществляют образовательный процесс с помощью разновозрастной группы.

В Центре развития дошкольников «Изюминка» образованны две разновозрастные группы: с 1,6 до 3 лет и с 3 до 5 лет. За время существования мы выработали свои особенности организации:

1. У каждой группы есть свое название в соответствии с возрастом детей, ее посещающих. Группа «Ладушки» – младшая, названа в честь известной потешки ребят до 3 лет. Название их группы им знакомо и любимо ими. Группа «Звездочки» – старшая. Дети в этой группе самостоятельны, креативны, они начинают самовыражаться через различные виды деятельности.

2. Дети во время своего пребывания находятся не только в своей группе. Они могут прийти в гости «к малышам». Также обе группы объединяются на 1 час, когда количество детей небольшое: утром и вечером. Прогулка организованна на одной площадке. Таким образом, дети всего детского сада могут видеться несколько раз в день.

3. Построение режима дня. Все режимные моменты построены с учетом возраста детей. У младших все начинается раньше минут на 5-10. Взрослые ребята могут в это время либо помочь малышам, либо закончить свое занятие. Без содействия помощника воспитателя здесь не обходится.

4. Каждая группа имеет свои особенности развивающей предметно-пространственной среды. Малышам свойственна потребность в движении, поэтому в группе организован спортивный уголок, имеются большие машины, на которых можно передвигаться самому ребенку. В тоже время дети проходят в этой группе период адаптации. Поэтому рядом с группой находится уголок уединения, где еще домашний ребенок может отдохнуть, побыть наедине со своей любимой игрушкой, почитать книгу. В старшей группе существуют специфические для нее центры. В этом возрасте наиболее развивается игровая деятельность, а также появляются предпосылки к учебной деятельности. Именно поэтому для ребят оформлено множество сюжетно-ролевых и режиссерских, конструктивных игр, появляется учебная зона.

5. Для каждой группы выработаны свои традиции. Это и свои праздники. Так, для старших ребят традиционна спортивная эстафета, посвященная Дню защитника Отечества, а также празднование Дня Победы. Для группы «Ладушки» традиционны деревенские посиделки «У бабушки Арины». Также традиционными для ребят является «общий круг» – это форма педагогической ситуации, где дети могут обсудить какие-либо события, поиграть в речевые игры, почитать любимое произведение. При этом дети и педагоги открыты друг другу, каждый видит лицо своего соседа, друга.

6. Тематическое планирование деятельности. Каждая неделя посвящена какому-либо событию. Если это начало зимы, то тема недели «Зимушка-зима»; если это праздник «День Земли», то тема недели «Наша планета, какая она». В это время дети и педагоги погружаются в данную тематику. Например, тема недели «Домашние животные». Все ребята рассматривают картинки животных, играют в игры, знакомящие их с домашними животными, читают о них литературные произведения. Не обходятся занятия продуктивной деятельностью без темы недели. Ребята рисуют, лепят, наклеивают образы животных, их детенышей. Также на занятиях дети знакомятся с их внешним видом, образом жизни.

7. Очень сложной оказалась организация занятий для разновозрастного коллектива. Для этого мы разработали тематическое планирование по нашей примерной образовательной программе «Детство». Занятия однотемны, но с разным программным содержанием. К таким занятиям легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способа выполнения. В соответствии с СанПиН, занятия для детей 3–4 лет длятся 15 минут, а 4–5 лет – 20 минут. Следовательно, дети 4 лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них. Но не все занятия проводятся фронтально (со всей группой). Некоторые виды занятия, как, например, математика, проводятся подгруппами. Для этого мы ввели дополнительные занятия с логопедом.

Следует отметить, что работая с разновозрастной группой, мы нашли для себя плюсы, которых не будет в группе воспитанников одного возраста. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Наблюдения в течение нескольких лет доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в детский сад, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагогов, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.


© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: