+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Развитие творчества детей дошкольного возраста в условиях организации музыкально-ритмической деятельности

10 Апреля 2015

Василькевич Инна Владимировна,
старший преподаватель кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П.Астафьева



В основе ритмики лежит ритмическое чувство, свойственное почти каждому челове-ку. В педагогике под ритмикой (от греч. rhythmikos – равномерный, размеренный) понимается система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Ритм – это временная характеристика музыкального произведения, создающая иллюзию развития и движения. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы.
Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-подскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). Кроме того, в музыкально-ритмической деятельности используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев и сюжетно-образные движения, которые составляют основу современных детских композиций.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1. Музыкально-ритмические упражнения можно условно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучива-ются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять "пружинку", подскоки с ноги на ногу, прямой галоп и т.д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, хороводы. Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не-много. Этот тип упражнений имеет законченную форму ("Всадники", "Упражнение с лента-ми" и т.д.).

Музыкально-ритмические упражнения
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Цель: развитие творческого воображения детей дошкольного возраста, освоение образных движений. Взрослый  может подобрать для каждого персонажа соответствующую музыку либо активизировать  детей к выполнению движения под выразительное произнесение тек-ста.
Педагог:
Слушай сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй (круг) вставайте
И зарядку начинайте!

Упражнение «Потягивание»:
Потягушка, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

Упражнение «Наклоны»:
Буратино потянулся,
Раз прогнулся, два нагнулся,
Зашагал и по порядку
Начал делать он зарядку.

Упражнение «Царя гороха», или упражнение для мышц шеи и туловища:
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

Упражнение «Дровосек»:
Чтобы лучше мне шагать,
Сделаю зарядку:
Помахаю топором
Я для вас, ребятки,
Ноги в стороны поставлю,
Вниз и вверх махну руками.

Упражнение «Выпады»:
Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом,
И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два –
Отлетела голова.
Еще выпад три-четыре –
Отлетели остальные.

Упражнение «Прыжки»:
Вот лягушка на дорожке –
У нее озябли ножки.
Чтобы ей помочь быстрей,
Мы попрыгаем на ней.
Будем вместе с ней играть,
Чтобы ей царевной стать.

Упражнение «Потопаем»:
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу,
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.

2. Музыкальная игра - важный метод музыкального развития. Игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под слова или пение.

Игровой комплекс ритмической гимнастики
«КОЛОБОК»
Цель: Овладение простейшими навыками координации движений, развитие творческого воображения детей дошкольного возраста, освоение образных движений. Упражнения в этой разминке способствуют развитию не только "мышечного чувства", они формируют у детей умение использовать пространственный рисунок, вырабатывают индивидуальную манеру исполнения, развивают музыкальность.
Работая небольшим мячом, дети имитируют движения колобка. Все их действия подтвер-ждаются речью, т.е. песенкой, которую дети исполняют вместе с учителем, привыкая к ха-рактеру музыки, её темпу и ритму.
На вступление дети соединяют у себя за спиной руки, в которых держат небольшой мяч.
Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
Мышка по лесу бежала,
Колобочек увидала.
Ах, как пахнет колобочек.
Дайте мышке хоть кусочек.
С колобком забот немало,
Скачет, глупый, где попало.
Может в лес он укатиться,
Может съесть его лисица.
Лучше взять наш колобочек
И запрятать под замочек.
И тогда из-под замочка
Не украсть ей колобочка.

Игра - комплекс ритмической гимнастики
«ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»
Цель: развитие творческого воображения детей дошкольного возраста, освоение образных движений. Взрослый  может подобрать для каждого персонажа соответствующую музыку либо активизировать  детей к выполнению движения под выразительное произнесение тек-ста.
Мы шагаем в зоосад,
Побывать там каждый рад!
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Мы под музыку играем
И движенья выполняем.
Это – лев. Он - царь зверей.
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех!
А вот добрый, умный слон
Посылает всем поклон,
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
Лапку к лапке приставляя,
Друг за другом поспевая,
Шли пингвины дружно в ряд,
Словно маленький отряд.    
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
Вправо – влево, поворот,
Прыжок назад, потом вперед.
Мишка головой мотает,
К себе в гости приглашает.
Он вразвалочку идет,
Танцевать с собой зовет.
Вот павлин. Он чудо-птица.
И всегда собой гордится.
Выступает ровно, прямо.
Смотрит гордо, величаво!
Пони бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
И в тележке расписной
Покатает нас с тобой.
Вот и вечер наступает,
Зоосад наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам домой уже пора.

Игровой комплекс ритмической гимнастики
«ЛЕСНАЯ ЗВЕРОБИКА»
Цель: развитие творческого воображения детей дошкольного возраста, освоение образных движений. Взрослый  может подобрать для каждого персонажа соответствующую музыку либо активизировать  детей к выполнению движения под выразительное произнесение тек-ста.
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!
Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет!
А за мышкой шел медведь,
Да как начал он реветь:
"У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!"
А веселые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
Шел по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами!
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под листок и молчок.
Дедушка ежок,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Теплые сапожки.
Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие смешные,
Все забавные такие.
В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся.
Взлетают и садятся,
На солнышке резвятся.
Вот ползет сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползет переливается.
Нес однажды муравей
Две травинки для дверей:
На полянке, под кустом
Муравьишка строит дом.
Птички в гнездышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
"Чик-чик, всем привет"
Мы летим выше всех!"
До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.

3. Танцы, пляски, хороводы делят на две группы: зафиксированные и свободные. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении ("Пляска с платочками", "Парная пляска" и т.д.). К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: