+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Родительский коммуникативный тренинг как средство коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста

9 Апреля 2015

Доманецкая Людмила Викторовна,
доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева
Дубовик Евгения Юрьевна,
доцент кафедры психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева


В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчивое положительное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой отношения ребенка к миру в целом и влияющее на особенности развития его личности. Обобщенно, такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия.
В то же время, в дошкольном возрасте ребенок может столкнуться с целым рядом психологических трудностей, связанных, например, с адаптацией к дошкольному образовательному учреждению (принятие новых социальных ролей, недостаточная сформированность коммуникативных умений и др.) или с изменениями в структуре семьи (принятие позиции «старшего» в случае рождения второго ребенка в семье) и т.п.
Накопление дошкольником «багажа» неудачных попыток построения взаимоотношений с окружающим миром становится предпосылкой формирования у него устойчивого чувства эмоционального дискомфорта (неблагополучия), что в свою очередь, провоцирует возникновение эмоциональных нарушений, таких как, детские страхи, тревожность, агрессивность, замкнутость.
Для профилактики неблагоприятных вариантов эмоционально-личностного развития дошкольников необходимо обучать их находить адекватные способы справляться с проявлениями эмоционального дискомфорта (с волнением, неуверенностью, гневом и др.).
Общепризнано, что развитие высшей психической деятельности ребенка происходит в процессе его взаимодействия с окружающими, и прежде всего с близкими взрослыми, т.е. обусловлено социальной ситуацией развития (Л.С. Выготский, 2006). Так, эмоциональное благополучие ребенка формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия с родителями.
Возможности коррекции эмоциональных нарушений детей посредством формирования у родителей соответствующей психолого-педагогической компетентности, предоставляет проведение на базе дошкольного образовательного учреждения родительского коммуникативного тренинга, «кратковременной формы интенсивного активного социально-психологического обучения» (Г.С. Абрамова, 2003). Данная работа ориентирована на активное присвоение родителями нового опыта общения с детьми, возникающего в искусственно созданных условиях, и его последующее использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к раскрытию их собственных потенциальных возможностей.

Приведем пример проведения тренингового занятия в родительской группе.
Тема. «Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте».
Цель: ознакомление с проявлениями эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте и освоение способов их преодоления на основе установления эффективных отношений с ребенком.
Участники: группа родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, бумага формата А-4, карандаши (фломастеры), клей, ножницы.
Продолжительность проведения: 1час 30 мин.
Место проведения: помещение для тренинга (музыкальный или спортивный зал на базе дошкольного образовательного учреждения).
Ход занятия.
Приветствие участников.
Основная часть.

В последнее время все чаще педагоги, родители обращаются к психологу с вопросами: что делать, если ребенок дерется; боится собак; беспокоится; не может усидеть на одном месте и 5 минут. Все перечисленные особенности поведения детей относятся к эмоциональным нарушениям. Эмоциональное нарушение – специфика поведения, которая препятствует нормальному психическому развитию ребенка. Специалисты отмечают, что на сегодняшний день возросло количество агрессивных, гиперактивных, тревожных детей. Задачей психолога является оказание своевременной помощи детям и их родителям, а так же педагогам по вопросам эффективного общения с такими детьми. В рамках занятия мы обсудим такие эмоциональные нарушения как тревожность, агрессивность, гиперактивность, страх: рассмотрим признаки, особенности проявления, методы коррекции того или иного эмоционального нарушения.
Далее, участники делятся на группы, каждая группа получает список некоторых особенностей эмоциональных нарушений детей. Из предложенного списка необходимо выбрать те особенности поведения детей, которые характерны для агрессивных, тревожных, гиперактивных дошкольников, а также детей, имеющих страхи.

Некоторые особенности эмоциональных нарушений дошкольников

беспокоен в движениях;

беспокоится;

боится собак;

вертится на месте;

волнуется;

завистлив, мстителен;

задает много вопросов, но редко дожидается ответов;

задевает и роняет предметы;

избегает общения с детьми;

избегает общения со взрослыми;

избегает прямых взглядов;

излишне говорлив;

имеет высокие требования к себе;

имеет мускульное напряжение;

имеет низкий уровень эмпатии;

имеет низкую самооценку;

имеет плохую координацию движений;

имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли;

импульсивен;

контролирует свое поведение;

легко отвлекается;

любит заниматься головоломками, мозаиками

не хочет разлучаться с родителями;

не уверен в себе;

неуклюж;

опасается вступать в новую деятельность;

отказывается выполнять просьбы;

отказывается от коллективной игры;

ощущает себя отверженным;

робко здоровается;

самокритичен;

сваливает вину на других;

создает конфликтные ситуации;

стремится разозлить маму, воспитателей;

суетлив;

теряет контроль над собой;

толкает, ломает, крушит все кругом;

часто дерется;

часто предчувствует «плохое»;

часто ругается со взрослыми;

часто сердится и отказывается что-либо делать;

часто спорит со взрослыми;

чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий;

чрезмерно подвижен;

чрезмерно подозрителен


Рефлексия. Вопрос участникам: для чего необходимо знать поведенческие признаки того или иного эмоционального нарушения (для того чтобы своевременно оказать помощь ребенку).

Коррекция тревожности.
Как показывают наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно выполнять релаксационные (расслабляющие) упражнения.

Упражнение «Аллея любви».

Давайте встанем в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Представим, что вы деревья, которые растут вдоль «аллеи любви». Сейчас участники по очереди пройдут по «аллее». А деревья будут мягко прикасаться, и называть ласково по имени. Глаза, проходящий участник может закрыть
Рефлексия. Вопросы участникам: комфортно или некомфортно было проходить по «аллее»? Если некомфортно, то с чем это могло быть связано (малознакомая обстановка, малознакомые люди)?
Довольно часто тревожный дошкольник имеет заниженную самооценку, что выражается в его неуверенности, болезненном восприятии критики со стороны окружающих, обвинении себя в неудачах и др.
Следующее упражнение позволит развить у ребенка чувство уверенности в себе, собственной значимости.

Упражнение «Я горжусь».
Перечислите 5 моментов своей жизни, которыми Вы гордитесь. Выберите в своем списке одно достижение, которым Вы гордитесь больше всего. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но я горжусь…», и дополните фразу словами о своем достижении. Остальные участники должны ответить – «Это здорово!».
Рефлексия. Вопрос участникам: что вы чувствовали, делясь своими достижениями (гордость, уверенность, собственной значимости)?

Коррекция агрессивности.
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные действия и намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Сейчас мы постараемся увидеть мир глазами агрессивного ребенка.

Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».
Каждый из участников по кругу будет выполнять любое (неагрессивное) действие (например, человек может встать, положить ногу на ногу и т.д.). Окружающие объясняют это действие с позиции агрессивного ребенка.
Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть мой стул», «Ты улыбаешься, так как кто-то сказал про меня гадость» и т.п.
Рефлексия. Вопрос участникам: что вы чувствовали, какая роль вам ближе: роль агрессивного человека или «невинной» жертвы, которое не имело агрессивных намерений.
Можно отметить, что важно развивать у агрессивного ребенка чувства доброты, сопереживания, доверия к людям.    
Поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
Следующее упражнение продемонстрирует способ вымещения агрессии, гнева в безопасной для окружающих форме.

Упражнение «Война и мир».
Сейчас каждый из участников получит лист бумаги. Представьте, что это не бумага, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, на кого вы сильно злитесь, или обижены. Представили? Теперь у вас появится возможность в течение трех секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает.
Начинаем счет:1,2,3!
Рефлексия. Вопросы участникам: попробуйте сформулировать те эмоции, которые испытываете в данный момент; хорошо ли Вам? Спало ли напряжение?
Итак, «пар выпущен», возмездие свершилось! Вы физически расправились с обидчиком, не оставили надежд на примирение.
Но, так или иначе, всегда наступает этот день – первый день,  после окончания войны. И, выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, вступать в переговоры…
Вот новый лист бумаги. На столе Вы найдете карандаши, фломастеры, скотч, клей, степплер. У вас есть 5 минут, чтобы помириться с обидчиком. Форму примирения Вы выберете сами: примирительная речь, рисунок, аппликация, коллаж. В своей работе Вы можете использовать то, что осталось у Вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения на руинах старых обид.
Рефлексия. Вопросы участникам: какие чувства вы сейчас испытываете? Что сложнее: «воевать» или мириться? Как видите для «войны» было достаточно всего трех секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру – намного больше.
Таким образом, важно развивать у ребенка не только умение безопасно для себя и окружающих справляться с агрессией, но и умение договариваться, мириться.

Коррекция гиперактивности.
Самым важным направлением в работе с гиперактивным ребенком является развитие умений распределять, удерживать, концентрировать внимание. Давайте сейчас в этом поупражняемся….

Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь».

Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. В игре будет участвовать четверо игроков и две группы судей. Зрители делятся на две судейские группы. Четверка игроков выходит на площадку (выносятся два стула). Первый и второй игроки садятся напротив друг друга, а третий и четвертый –располагаются за спиной второго участника.
Правила для игроков: в течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения: сидя, стоя, в движении и т.п. Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.
Правила для судей: одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. Вторая группа следит за ответами на вопросы. Важно, чтобы звучала осмысленная реакция игрока на вопросы, и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными словами «Да», «Нет», «Не знаю».
Рефлексия. Вопросы участникам: что было выполнять сложнее: повторять движения или отвечать на вопросы? Что позволило справиться с заданием?
Следующее упражнение позволит научить гиперактивных детей быстроте реакции и произвольности поведения.

Упражнение «Карлики и великаны».
Участники стоят в кругу. На команду: «Великаны!» - все стоят, а на команду: «Карлики!» - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».
Данное упражнение может научить ребенка контролю поведения.

Коррекция детских страхов.
Довольно часто от ребенка можно услышать: боюсь быть один в комнате, под диваном живет Злодей, на улице злая собака и т.д. По данным психологических исследований каждый второй ребенок дошкольного возраста испытывает те или иные страхи. Почему в детстве страх одна из самых распространенных реакций, потому что инстинкт самосохранения выражен очень ярко, а жизненного опыта еще нет.    

Упражнение «Монстры».
Задание: в течение 3 минут нарисовать монстра.
Рефлексия:
Проанализируйте свой рисунок: чем Ваш монстр опасен для человека?
Что умеет делать Ваш монстр?
Далее участники делятся на подгруппы (по 3-4 человека), обсуждают умения «монстра» (каждый своего), с точки зрения причинения вреда, а также изображают наиболее типичные движения «монстра».
Затем ведущий простит участников «перевести» пугающие движения «монстра» в полезные (например, движение «хватание рукой» будет полезным, если человеку нужно взять с полки книгу и т.п.).
Рефлексия: обсудить, как «полезные» движения смогут изменить «монстра»; как эти движения можно перенести в реальную жизнь.
Необходимо научить ребенка переводить страхи (ощущение опасности) в двигательную сферу. Это поможет, с одной стороны, снять мышечное напряжение, с другой – «превратить» опасные движения в обыденные, а обыденные в – сферу социально приемлемых действий и реакций.

Заключение.
Участникам предлагается выразить свои мысли, эмоции.

Упражнение «Ассоциации».
Мы предлагаем каждому выразить впечатления о встрече с помощью слов-символов. К примеру: «Если бы наша встреча была книгой, то какая это была бы книга? (участник высказывает свободные ассоциации)» (Слова-символы: книга, музыка, животное, настроение, цвет и т.п.)
Заключительная часть (подведение итогов тренинга, раздача участникам «памяток», где отображены основные теоретические аспекты обсуждаемой проблемы).
Таким образом, в рамках представленной групповой формы работы с родителями осуществляется сложное взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (индивидуальных-личностных) факторов, обеспечивающих формирование родительской компетентности в сфере преодоления эмоциональных нарушений детей.

Литература:
1.    Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии. – С-пб.- 2005.
2.    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М. – 2004.
3.    Кипнис М. Тренинг семейных отношений. – М. – 2005.
4.    Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей.// Семейная психология и психотерапия.- 2010 – № 1.- С. 71–75.



© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: