+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Творчество писателя Андрея Усачева как средство развития читательского интереса старших дошкольников

9 Апреля 2015

Кухар Марина Алексеевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П.Астафьева
Петрова Ирина Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ Бараитский детский сад Новоселовского района Красноярского края

 

Одним из авторов, на творчество которых следует обратить внимание, формируя круг детского чтения современного дошкольника, является российский детский писатель А.А. Усачев.

Произведения этого автора оказывают не только эмоциональное воздействие на ребенка, что присуще игровой литературе, но и отражают темы, взятые из жизни своего читателя. Так, в стихотворении «Паповоз» отражена тема детской игры, а в стихотворении «Божья коровка» тема природы, изображение животного мира. Многие стихотворения А. Усачева поднимают тему отношений между людьми: взрослыми и сверстниками.

Автор хорошо улавливает особенности языка маленьких детей. В своих стихах он выражает их мироощущение, детский взгляд на мир. Знакомство с произведениями А. Усачева непременно вызовет у дошкольников интерес, потому что он пишет о современных детях и о современной жизни. Его книги динамичны и увлекательны, вводят ребенка в сложную многогранную сегодняшнюю жизнь, приобщая к проблемам, волнующим и взрослых, и детей.

С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению предлагается система работы с детьми на основе   произведений А.Усачева, способствующая пониманию образной художественной речи, обогащению словарного запаса и развитию чувства языка, эмоциональному реагированию на поэтическое слово, способности мыслить словесно-художественными образами.


Условия реализации работы с детьми:

  • Создание развивающей среды;

  • Ознакомление детей с произведениями Андрея Усачева в различных видах деятельности;

  • Использование различных средств ознакомления с произведениями А. Усачева.

Принципы работы с детьми:

  • Учет индивидуальных особенностей восприятия;

  • Систематичность и последовательность занятий;

  • Обеспечение взаимосвязи различных видов деятельности для закрепления приобретенных умений;

  • Личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми;

  • Учет «зоны актуального развития» детей и ориентация на «зону ближайшего развития».

Содержание работы:

Содержание работы включает три основных компонента деятельности педагога:

  • Создание развивающей речевой среды и отбор произведений для чтения;
  • Работа с детьми;

  • Работа с родителями.


Создание развивающей речевой среды

Необходимым элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате является книжный уголок - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно выбирает книгу и спокойно рассматривает её, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

В книжном уголке помещаются портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы и т.д., можно устраивать выставки книг, периодически обновляя их.

Чтение художественной литературы - это совместная деятельность взрослого с детьми. В отличие от совместной продуктивной познавательно-исследовательской, игровой деятельности чтение не может быть продолжено детьми самостоятельно, не может перейти в их свободную деятельность. Это налагает особую ответственность на педагога в плане подбора текстов для чтения и его организации с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребёнка.

Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.  


Работа с детьми

Ознакомление с произведениями А.Усачева может быть организовано в утренние и вечерние часы, а также в свободное от занятий время, в том числе в форме самостоятельной деятельности детей в уголке книги. Занятия по ознакомлению с жизнью и творчеством писателя могут быть организованы в процессе совместной деятельности с детьми, сочетаться с познавательной и другими видами детской деятельности.

Методы и приемы работы с детьми:

- рассказ детям о жизни писателя и его книгах;

- выразительное чтение воспитателя;

- беседа о прочитанном;

- чувственный анализ текста («Понравился ли рассказ (стихотворение, сказка)?» или «Кто из героев понравился?»);

- объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности;

- повторное чтение всего текста, отдельных его частей;

- прием словесного рисования;

- графическое рисование;

- составление плана текста (картинный план текста, модельный план);

- рассказывание по ролям;

- рассказ от лица героя;

- синтезирующие приемы: а) составление диафильма, киносценария, видеоклипа; б) моделирование; в) написания письма литературному герою;

- творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов к заданному слову, взятому из текста;

- драматизация художественных произведений;

- литературные утренники и самодеятельные литературные концерты;

- литературные игры и викторины.

Художественная литература при правильном формировании круга детского чтения может охватить если не все, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяя их в целостном образовательном процессе (Таблица 1).

Таблица 1

Использование методов и приемов работы с произведениями А.Усачева в различных видах деятельности

Виды деятельности

Методы и приемы работы

Игровая деятельность

- литературные игры по произведениям А. Усачева:

«Поле чудес», «О, счастливчик», КВН и т.п.;

- литературные викторины.

Познавательная деятельность

- использование стихотворений Усачева на познавательных занятиях в соответствии с тематикой программы

Речевая деятельность

- использование циклов стихотворений «Алфавит», «Букварик», «Звукарик» на занятиях по развитию звуковой стороны речи детей, по подготовке к обучению грамоте;

- литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей);

- беседа-пятиминутка "Что читаем?";

-пресс-конференция («Задай вопрос литературному герою);

- сказочная лаборатория (словесное творчество):

сочини рекламу книги;

придумай продолжение сказки;

устное письмо литературному герою;

салат из сказок;

- экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети);

- сочинение стихотворений;

- составление рассказов:

по иллюстрациям;

из личного опыта "Обо мне и обо всем".

Театрализованная деятельность

- Драматизация сказок, стихов А. Усачева;

- постановка спектакля по произведению;

Досуговая деятельность

- литературные праздники "Книжкины именины", "Парад любимых книг";

- конкурс чтецов.

Продуктивная деятельность

- Рисование иллюстраций к произведениям А. Усачева;

- выставка рисунков "Моя любимая книга";

- оформление сборников стихов детей.


Работа с родителями

Главная задача педагога, работающего по приобщению детей к художественной литературе и детскому чтению не только формировать литературные пристрастия детей. Очень важной является работа по убеждению, просвещению родителей, по направлению их на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, донесения до них информации о путях и способах приобщения ребёнка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:

- знакомство родителей с особенностями восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы;

- расширение представлений родителей о детской литературе, о творчестве современных детских писателей;

- беседы с родителями о руководстве чтением детей;

- привлечение к взаимодействию с дошкольной организацией по вопросам литературного образования детей.

Таблица 2

Содержание работы педагога с родителями

Просветительская деятельность педагога

Консультативная деятельность педагога

Информационная деятельность педагога

- Родительский лекторий:

«Положи своё сердце у чтения»;

- обмен опытом семейного чтения;

-организация и проведение семейных литературных праздников, досугов, игр, спектаклей;

- выставка детских книг

- круглый стол "Чтение начинается с колыбели";

- конкурсы:

- иллюстрации детей и родителей;

- сочинение сказок (детьми и родителями);

- творческие проекты.

- Групповые и индивидуальные устные консультации по вопросам, возникающим у родителей;

- письменные консультации;

- привлечение родителей для решения общих (семьи и дошкольной организации) вопросов.

- Устная и письменная информация:

- оформление информационных стендов (ребёнок и книга; пришли мне чтения доброго и т.д.);

- реклама новинок;

- советы и рекомендации «что и как читать детям», «Первые книги ребёнка»;

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных организаций в работе с детьми по ознакомлению их с художественными произведениями, организации кружковой работы, проведении консультаций с родителями.


Примерные конспекты занятий

по ознакомлению детей с творчеством Андрея Усачева


Чтение стихотворения А. Усачева «Леталка»

Цель: познакомить детей с новым для них автором – Андреем Усачевым.

Задачи:

  • Создать радостное настроение, вызвать эмоциональный отклик на стихи автора;

  • Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста;

  • Формировать интерес к чтению;

  • Развивать чувство юмора;

  • Развивать творческое воображение.

К занятию организовать выставку книг А. Усачева.

Содержание занятия.

Педагог рассматривает с детьми тематическую выставку по произведениям А. Усачева, обращает внимание на портрет писателя и объявляет о том, что сегодня они познакомятся еще с одним детским писателем – Андреем Усачевым. Далее следует рассказ педагога о том, что А. Усачевым было написано много детских книг, что он является сочинителем детских песен, которые любят дети всей страны. Педагог обращает внимание детей на то, что А. Усачев большой мастер шутки, словесных игр, он написал много веселых и смешных стихотворений, подчеркивает, что по некоторым его стихотворениям даже сняты мультфильмы, и предлагает послушать стихотворение А. Усачева «Леталка».

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает у детей:

- Понравилось ли вам это стихотворение и чем? (оно веселое, смешное, забавное).

- Почему оно получилось смешным? (потому что автор придумал разным предметам и частям тела необычные названия).

Детям предлагается «расшифровать» необычные слова и постараться объяснить, почему им дано именно такое название:

- Что подразумевается под словом «сиделка», «леталка», «бежалки», «соображалки», «оралки», «гавкалка» и т.д.

В итоге педагог помогает детям сделать вывод о том, что в основе названий лежат действия, которые выполняют эти объекты.

Творческое задание.

Детям предлагается самим придумать необычные названия разным предметам, частям тела, животным и т.д. по тому же принципу, который использует в своем стихотворении поэт.

Воспитатель еще раз возвращается к выставке книг и обращает внимание детей на их количество и разнообразие. Он говорит о том, что в этих книгах еще много интересных стихотворений, сказок, которые будут не только радовать и веселить, но также помогут узнать много интересного, например, на что похожа земля, что такое этикет, соблюдает ли этикет людоед, и еще много разной интересной информации!

Если у детей возникнет интерес, в свободное время педагог может почитать им стихи А. Усачева.


Чтение стихотворения «Любопытная Варвара» А. Усачева

Цель: продолжать знакомить детей с литературным творчеством А. Усачева.

Задачи:

1.      Учить детей понимать юмор ситуации, вызвать радостное настроение от встречи с героями стихотворений А. Усачева;

2.      Учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

3.      Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений;

4.      Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения.

Педагог:

- Ребята, вы слышали такое выражение – «Совать нос не в свое дело»? Что оно означает? Как сказать по- другому? Это хорошо или плохо? Как называют таких людей?

- Есть такая поговорка «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Про одну такую любопытную Варвару детский писатель А. Усачев написал очень интересное стихотворение. Хотите послушать?

Чтение стихотворения.

Беседа о прочитанном:

- Какой вы представляете себе Варвару? Какие качества ей присущи кроме любопытства? (бесцеремонность, навязчивость и т.п.) Почему «побежал народ с базара»?

- За счет чего автору удалось так ярко изобразить образ любопытной Варвары? (многочисленные вопросы, которые она всем задавала).

Творческое задание.

Детям предлагается придумать, чем может закончиться эта история.


© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: