+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Внутренняя экспертиза качества образовательной деятельности в современной дошкольной организации

7 Апреля 2015

Яценко Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева


Качественное образование – удовольствие не из дешевых. Это высказывание вдвойне справедливо для дошкольного образования. Строительство детских садов, оборудование их необходимыми материалами, подготовка квалифицированных кадров – все это требует многомиллионных инвестиций. Однако сегодня научно доказано, что каждый вложенный в качество дошкольного образования доллар через 30 лет приносит 12 долларов прибыли. Общеизвестно также, что качество дошкольного образования измеряется не только количеством вложенных в него финансовых средств. Главный импульс к развитию ребенок получает воспитателей, работающих в детском саду.

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» государство впервые в истории российского образования берет на себя обязательство обеспечить качественное образование детей в дошкольных организациях. Инструментом поддержки качества выступает образовательный стандарт.

Безусловным достижением многолетних дискуссий и инициатив педагогического сообщества, органов государственной власти и общественности, предпринятых с целью поддержки развития качества дошкольного образования, привлечения внимания к существующим в нем проблемам, является юридическое упрочение его статуса, а именно официальное признание дошкольного образования как первого уровня общего образования (Закон «Об образовании в РФ», ст. 10. Далее – Закон).

Важнейшим результатом данного изменения следует назвать гарантию со стороны государства в части обеспечения качества дошкольного образования, реализуемого в образовательных организациях с использованием различных форм. При этом качество образования (в том числе и дошкольного) определяется Законом как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность … (п. 29, ст. 2 Закона). Как видно из определения, инструментом поддержания должного уровня качества, его измерения и оценки выступает образовательный стандарт.

Что же представляет собой российский образовательный стандарт, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)?

Это нормативный документ, включающий «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня … , утвержденных федеральным органом исполнительной власти…» (п. 6, ст. 2 Закона). Структура стандарта является сквозной и сохраняется в стандартах всех последующих образовательных уровней и ступеней. Она включает в себя три группы требований – к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации образовательной программы в учреждении; к результатам освоения детьми основной образовательной программы. Таким образом, стандарт описывает нормы качественного образования через систему требований.


На основе требований стандарта проводятся процедуры как внешней экспертизы качества дошкольного образования (лицензирование, государственный надзор), так и внутренней экспертизы (самообследование).

Для того, чтобы оценить образовательное качество и определить его уровень, необходимо сравнить реальное состояние образовательной деятельности в организации с требованиями-нормами, обозначенными в стандарте. Такое сравнение, а точнее нормативно-ориентированная диагностика, и последующая оценка могут проводиться специалистами извне, и тогда речь идет о процедуре внешней экспертизы, например, в форме лицензирования образовательной деятельности, осуществления федерального государственного надзора в сфере образования.

Диагностику и оценку качества дошкольного образования[1]. на основании требований стандарта могут самостоятельно проводить и специалисты, работающие в данной организации. В этом случае речь идет о внутренней экспертизе.

Для ее проведения необходимо выполнить ряд действий:

- преобразовать требования стандарта в очевидные (т.е. те, которые можно зафиксировать при помощи наблюдения, беседы, изучения документов и пр.) и измеряемые диагностические показатели;

- выбрать вариант измерения фиксируемых показателей (например, по наличию: да – нет; частоте проявления: никогда – редко – часто – всегда; интенсивности проявления: отсутствует – проявляется слабо – проявляется умеренно – проявляется ярко);

- продумать порядок начисления баллов и распределение диагностируемых объектов по заданным уровням (уровни могут быть: низкий – средний – высокий; для характеристики педагогической деятельности может использоваться вариант: начально-адаптивный – оптимально-продуктивный – стандартно-нормативный).


Для использования образовательного стандарта с целью внутренней экспертизы качества дошкольного образования, необходимо провести предварительную работу.

Проиллюстрируем на примере работу по предложенному алгоритму.

Выдержка из ФГОС ДО:

Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации … , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.


1 шаг. Преобразование требований стандарта в наблюдаемые диагностические показатели.

К пункту 3.3.1.

а) в группе создано несколько функциональных зон;

б) каждая зона имеет ясные границы (отделена от другой) и хорошо оснащена (напр., зона для рисования расположена неподалеку от источника с водой, в пространстве зоны для строительства и конструирования находятся специальные полки, ящики для кубиков, конструктора и др.материалов);

в) зоны для спокойных и подвижных игр отделены друг от друга (напр., уголок для чтения не соприкасается с уголком для сюжетно-ролевых игр);

г) устройство и оборудование зон продумано таким образом, чтобы стимулировать самостоятельное использование детьми имеющихся в них материалов, самостоятельное осуществление различных видов деятельности (напр., промаркированные ящики; полки, не перегруженные содержимым; близкое расположение игровой зоны и места, где хранятся аттрибуты для игр);

д) в группе и на прогулочной территории имеется специальная мебель, приспособления для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальные стулья, пандусы и пр.);

е) специальная мебель для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет им включаться в игры, участвовать в мероприятиях вместе со всеми детьми в группе.

Данный этап работы является наиболее сложным и предполагает интенсивное обсуждение в команде сотрудников.


2 шаг. Выбор варианта измерения диагностических показателей.

Для сформулированных выше показателей возможным вариантом может быть измерение по принципу наличия – отсутствия.

Раздел, пункт стандарта

Диагностический показатель

Наличие (+) / отсутствие (–)

3.3.1.

а) в группе создано несколько функциональных зон

+


б) каждая зона имеет ясные границы и хорошо оснащена


3 шаг. Определение порядка начисления баллов и отнесения их к уровням.

Наличие каждого диагностического показателя оценивается в один балл. Набранные баллы суммируются. Качество реализации раздела стандарта (или отдельных пунктов) рассчитывается по формуле: (N/ S) *100%, где N – число набранных баллов, S – общее количество диагностических показателей.

Осуществляя данную работу, важно помнить, что создание инструмента для оценки качества образовательной деятельности не является самоцелью; полученная при помощи него достоверная информация должна давать руководителю и сотрудникам организации ответ, какие конкретные действия следует предпринять для устранения выявленных недочетов и, соответственно, улучшения качества образовательной деятельности.

Рассмотренный нами вариант оценивания качества на основании требований стандарта применим к большинству позиций, изложенных в третьем разделе («Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования») и части позиций второго раздела ФГОС ДО («Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему»). Объективности ради отметим, что данный вариант является весьма трудоемким и предполагает наличие специальных компетенций для разработки диагностического инструментария, отвечающего требованиям валидности и надежности.

Итак, мы рассмотрели поддерживаемый государством подход к пониманию, диагностическому измерению и оценке качества дошкольного образования.


Качество дошкольного образования – универсальная категория, подразумевающая счастливое детство и успешную взрослую жизнь. Однако подходы к его определению, измерению и развитию могут быть разными.

Наряду с государственным подходом сосуществуют и другие весьма известные подходы, являющиеся достаточно отработанными и доказавшие свою эффективность. Они получили интенсивное развитие в зарубежном дошкольном образовании. В своих предшествующих работах мы неоднократно освещали наиболее интересные для российских специалистов аспекты прогрессивного зарубежного опыта, и прежде всего опыта ФРГ, почерпнутого в результате изучения широкого массива статистических данных, нормативной правовой и научной литературы, общения с немецкими коллегами. В данной статьемы кратко рассмотрим альтернативный государственному подход к пониманию качества дошкольного образования, развившийся в последние десятилетия в европейских странах и США. Для нас он представляет интерес как успешный вариант решения проблемы качества в дошкольных организациях, инициирующий работу по его развитию «снизу» - т.е. усилиями сотрудников образовательной организации.

В рамках данного подхода под качественным следует понимать такое образование ребенка в период дошкольного детства, которое обеспечивает его полноценное развитие – физическое, интеллектуальное, социальное – здесь и сейчас; закладывает предпосылки для успешного будущего обучения, построения профессиональной карьеры, личностного роста. Качественное дошкольное образование должно предоставлять ребенку шанс состояться и быть успешным в течение всех последующих этапов жизненного цикла.


Зарубежные ученые установили, что качество дошкольного образования на 50% зависит от внешних факторов и на 50% – от внутреннего фактора – качества педагогической работы воспитателя. Данное качество можно измерять, оценивать и улучшать, опираясь на специальные критерии.

В процессе длительных исследований зарубежные ученые установили, что позитивные эффекты детского развития, зафиксированные спустя несколько лет после окончания детьми дошкольных учреждений, в среднем на 50 % зависят от факторов, заданных извне, – материальных ресурсов, уровня подготовленности педагогического персонала, наполняемости групп, времени, отводимого воспитателям для подготовки к осуществлению непосредственно педагогической работы с детьми, размера внутренних и внешних помещений и площадей, используемых в педагогическом процессе и пр. (в отечественном варианте эти характеристики можно отнести к условиям реализации образовательной программы).

Оставшиеся 50 % относятся к так называемому внутреннему фактору – качеству педагогического процесса, т.е. образовательной деятельности, осуществляемой непосредственно в организации. При этом речь идет не столько об образовательной программе, сколько о педагогической деятельности воспитателей – способах взаимодействия с детьми и родителями, наблюдении за детьми, документировании процессов, учете баланса интересов группы и каждого отдельного ребенка, используемых способах стимулирования инициативности детей, включение детей в процессы принятия решений и пр. [4]

Вышеперечисленные, а также другие характеристики качественной педагогической работы воспитателей легли в основу широко известного в ФРГ Национального каталога критериев качества, сформированного коллективом немецких ученых под руководством В.Титце.

Всего в Национальном каталоге представлено около 1500 критериев, сгруппированных в двадцати сферах качества. Назовем некоторые из них: распорядок дня, создание предметно-пространственной среды, обеспечение безопасности и гигиены, работа с родителями, адаптация ребенка к условиям детского сада, когнитивное развитие, речь и коммуникация, социально-эмоциональное развитие, движение, строительство и конструирование и т.д.

Критерии сформулированы в виде положений, детально описывающих деятельность воспитателя в ходе режимных моментов и организованных мероприятий. Авторы Национального каталога обращают особое внимание на то, что при помощи критериев прописан не минимальный стандарт качества, но лучшая профессиональная практика педагогической работы. Таким образом, в процессе соотнесения собственной деятельности с предложенными критериями воспитатель сможет не только поддерживать требуемый уровень качества, но также увидеть ориентир для его развития и совершенствования [5, 6].


Опыт, предложенный зарубежными коллегами, можно применять в работе отечественных дошкольных организаций при проведении внутренней экспертизы качества образовательной деятельности.

Системное изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия, анализ соответствующих тематических источников указал на значимые характеристики системы дошкольного образования ФРГ, позволяющие использовать ее успешный опыт применительно к дошкольным образовательным организациям в России. К числу выделенных характеристик относятся: представленность в системе дошкольного образования организаций, имеющих различную форму собственности (государственную, общественную, частную), развернутая структура учредительства, функционирование в детских садах разновозрастных групп и др.

На основании проделанной аналитической работы, а также дискуссионных обсуждений со специалистами, работающими в системе дошкольного образования Красноярского края, из Национального каталога критериев качества педагогической работы был отобран ряд сфер качества; далее была проведена апробация критериев каждой из сфер в дошкольных организациях г. Красноярска и Красноярского края. Частично адаптированные критерии представлены нами в научно-методическом пособии, адресованном прежде всего для руководителей и сотрудников негосударственных дошкольных организаций, перед которыми сегодня особенно остро стоит проблема обеспечения качества педагогического сопровождения развития ребенка-дошкольника.

Приведем ниже некоторые критерии качества из сферы «Распорядок дня», п.3 «Планирование».

3.1 Воспитатель планирует распорядок дня таким образом, чтобы значимые повседневные события, рутинные действия (прием пищи, сон), активная деятельность были понятны детям благодаря их регулярности/повторяемости и постоянной последовательности.

3.2 Планируя виды деятельности, организуемые через значительные отрезки времени (например, музыкальные, художественные мероприятия), воспитатель также предусматривает в плане предварительное их обсуждение и подготовку с детьми.

3.3 Для детей раннего возраста воспитатель сообщает о планируемых мероприятиях, используя знакомые для них слова и короткие пояснения. Воспитатель повторяет свое сообщение несколько раз.

3.4 определяет порядок следования и длительность режимных моментов, а также мероприятий и проектов с учетом возраста и уровня развития детей.

Для детей раннего возраста воспитатель планирует неизменную последовательность режимных моментов. Воспитатель также учитывает при планировании, что длительность режимных моментов (например, времени умывания и сна) ото дня ко дню изменяется вместе с развитием детей. Воспитатель помнит о том, что планирование времени должно быть гибким.

3.5 Воспитатели дошкольного учреждения совместно обсуждают и договариваются о том, каким должен быть распорядок дня. Таким образом они обеспечивают согласование внутреннего и внешнего потенциала, которым располагает учреждение, с тем режимным временем, когда он может быть рационально использован. Обсуждение в команде также позволяет использовать во благо детей свои предпочтения, особые умения и др. личностные ресурсы.

3.6 Воспитатель своевременно учитывает в плане значимые события и ритуалы – дни рождений, праздники, экскурсии, встречу новых детей и выпускной праздник. Воспитатель учитывает при этом различные культурные традиции.

Воспитатель таким образом планирует особые события, чтобы дети раннего возраста смогли позитивно переработать сопровождающие то или иное событие интенсивные переживания, а также чтобы дети не испытали переутомления из-за длительности события.

3.7 В ходе планирования специально предусматривается участие детей в подготовке и проведении всех событий, происходящих в течение дня.

Воспитатель предусматривает в плане дополнительное время для некоторых дневных событий, чтобы дети раннего возраста смогли в соответствии со своим индивидуальным темпом принять в них участие, а при желании также включиться в их проведение.

3.8 Воспитатель предусматривает в плане несколько продолжительных временных отрезков для игровой деятельности, которую дети инициируют по своему желанию.

При планировании игрового времени для младших детей воспитатель учитывает возможности концентрации внимания и выдержки детей данной возрастной группы.

3.9 Планом предусмотрены ежедневные спокойные и оживленные виды деятельности внутри и снаружи помещения, данные виды деятельности постоянно сменяются.

3.10 Планом предусмотрены различные виды деятельности для одного ребенка, для малых и больших групп детей, а также для всей группы детей.

При планировании деятельности для детей раннего возраста воспитатель концентрируется на каждом отдельном ребенке и малых группах детей. Воспитатель также заботится о том, чтобы младшие дети могли наблюдать за деятельностью детей в большой группе, а также о том, чтобы они не переутомлялись.

3.11 Воспитатель планирует долгосрочные проекты и масштабные мероприятия таким образом, чтобы они естественно интегрировались в традиционный распорядок дня и дети могли принимать в них участие в соответствии со своими интересами.

3.12 Воспитатель заботится о том, чтобы предложить альтернативное занятие тем детям, которые не принимают участия в запланированных делах.

3.13 Воспитатель заботится о том, чтобы в то время, пока он предлагает соответствующее занятие для отдельных детей или для малой группы детей раннего возраста, остальная часть детей в группе также была занята.

3.14 Воспитатель регулярно отслеживает, насколько распорядок дня соответствует потребностям и интересам детей в группе.

Как мы видим, данные критерии являются наглядными и операциональными в плане организации последующей работы воспитателей над качеством образовательной деятельности.

Первым этапом данной работы является проведение внутренней экспертизы качества образовательной деятельности по предложенным критериям. Мы рекомендуем воспользоваться описанным выше алгоритмом работы, начав его со второго шага. В итоге может получиться, например, такой лист протокола самообследования.

Протокол наблюдения___

Планирование режима дня

Дата наблюдения________________20__ г.

Группа______________________________


критерия

Критерии качества

« - »

« + »

3.1.

Воспитатель планирует распорядок дня таким образом, чтобы значимые повседневные события, рутинные действия (прием пищи, сон), активная деятельность были понятны детям благодаря их регулярности/повторяемости и постоянной последовательности.



3.2.





ИТОГО:



Знак « - » означает полное отсутствие признака;
В колонке со знаком « + » проставьте баллы от 1 до 2:
1 балл – признак присутствует (1-2 проявления)

2 балла - признак проявляется ярко (более 2-х проявлений).

Следующим этапом работы над качеством образовательной деятельности должно стать планирование мероприятий по преодолению выявленных дефицитов.

Наряду с улучшением педагогического качества важнейшимсопутствующим результатом внутренней экспертизы является «запуск» процессов рефлексивного осмысления педагогами собственной деятельности, критического самонаблюдения, креативного экспериментирования, а также побуждение к документированию процесса и результатов развития качества в организации.

В целом, рассмотренные в данной статье позиции и подходы, некоторые предложенные решения относительно обеспечения качественного дошкольного образования далеко не исчерпывают всего содержания столь актуальной проблемы и даже поднимают новые вопросы, которые, как мы надеемся, послужат основой для дальнейшего диалога и сотрудничества между всеми специалистами, заинтересованными в развитии отечественного дошкольного образования.


Список
литературы

1. Перечень критериев качества дошкольного образования в альтернативных дошкольных учреждениях: научно-методическая разработка / сост. И.А. Яценко, А.А. Ауль; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2012. 92 с.

2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. № 6241.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. 2012. № 5976.

4. Яценко И.А. Вопросы взаимосвязи стандартизации и качества дошкольного образования в перспективе отечественного и зарубежного педагогического опыта // Вестник Орловского государственного университета. Орел, 2013. № 2 (31). С. 124-127.

5. Яценко И.А. Экспертно-диагностическое измерение качества дошкольного образования в детских садах ФРГ: анализ теоретических и прикладных аспектов // Дошкольное воспитание. 2013. № 11. С. 110-115.

6. Tietze, Wolfang / Viernickel, Susanne (Hrsg.) (3. Auflage; 2007): Pädagogische Qualität in Tageseinrichtungen für Kinder. Ein Nationaler Kriterienkatalog.Berlin: Cornelsen Verlag Scriptor.




© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: