+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Выставка творчества как детский праздник

9 Апреля 2015

Лыкова Ирина Александровна — доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва


Выставка детского художественного творчества — это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение не только новых способов художественной деятельности, но, прежде, опыта освоения и создания культуры. Поэтому выставка творчества может рассматриваться как праздник — ожидаемый и при этом неожиданный, радостный, сюрпризный, объединяющий всех участников общим делом и настроением.

Организация пространства выставки и особенности ее оформления. Если выставка располагается в анфиладе залов, ее начало призвано настраивать зрителей на восприятие основной идеи, концепции, темы. Первое впечатление — всегда самое сильное. Поэтому творческие работы, открывающие экспозицию, призваны наиболее глубоко и точно отвечать замыслу, задавать эмоциональный тон, вовлекать (и увлекать) зрителей, вводить их в смысловое пространство выставки.

Если же выставка размещается в одном помещении, имеющем в основании форму квадрата, прямоугольника (или круга), то ее композиция может иметь центровой характер. Дизайнеры и организаторы выставок полагают, что наиболее комфортно воспринимается выставка, размещенная в виде «острова». Такое размещение позволяет организовать пространство, визуально отделить экспозицию от других объектов, направить внимание зрителей. Желательно заранее продумать, где разместится экспозиция: на стенах, стеллажах, столах, на поверхности окон и дверей или в стеклянных витринах. Наиболее удачным является комбинированный вариант, позволяющий сочетать разные приемы размещения творческих работ, дополняя их переносными стендами и ширмами.

Если выставка организуется для детей старшего дошкольного возраста и для взрослых, детские творческие работы можно выставлять в открытом доступе, чтобы их было удобно рассматривать и фотографировать. Если ожидается много посетителей, в том числе участие детей младшего возраста, объемные изделия (игрушки, фигурки из природного материала, мелкую пластику из глины и соленого теста) разумнее убрать в стеклянные витрины или на застекленные полки.

Рукотворные изделия, выполненные детьми из различных материалов и ориентированные на создание у зрителей лирического настроения, рекомендуется размещать на деревянных столах или низких стеллажах. Их можно застилать, драпировать, обтягивать натуральными тканями — льном, мешковиной, рогожей, соломой, которые обычно используются при оформлении задника или при обтяжке стендов и ширм.

При подготовке выставки изделий и аранжировок из природного материала (листьев, цветов, овощей, фруктов, мха, шишек, желудей и др.) следует учитывать предполагаемый «срок годности» используемого материала. Нужно ежедневно осматривать изделия, устраняя подпорченные работы или маскируя и реставрируя их фрагменты. Как правило, срок действия таких выставок составляет от одной недели до месяца.

Общая композиция художественной выставки обычно строится на одном или нескольких художественных принципах: симметрии или асимметрии, на контрасте или нюансе (цвета, размера). Но при этом желательно учитывать соразмерность объектов, представленных в экспозиции. Важно, чтобы они производили впечатление ансамбля. Эффект ансамбля достигается лаконичными средствами с помощью эмоциональных акцентов — подсветки, цветка, букета, гирлянды, живописной ветки, вазы, скульптуры, воздушного шарика, драпировки. Одна из самых распространенных ошибок неопытных устроителей выставки — желание разместить как можно больше экспонатов на ограниченной площади. Следует помнить о том, что свободное пространство, так называемый «воздух», — важный элемент любой композиции и экспозиции.

Для качественного освещения детских творческих работ (как плоскостных, так и рельефных, объемных) желательна комбинация искусственного и дневного света. Если основных светильников недостаточно, желательно установить дополнительную подсветку хотя бы для тех работ, которые размещены в нишах и углах.

При организации коллективной выставки следует придерживаться одного стиля в оформлении творческих работ. Все они должны быть подписаны. Описание включает: название, ФИ автора работы, возраст, год создания экспонируемой работы, группа и № образовательной организации, ФИО и должность педагога. По возможности желательно указать художественные материалы и техники, в которых выполнены творческие работы. Подписи выполняют на листках одного формата и цвета, одним шрифтом и размером букв. Элегантно смотрятся белые таблички с крупным шрифтом. При этом желательно выбрать шрифт прямой, достаточно крупный, с простой графикой, без засечек, чтобы читающие дети могли самостоятельно получить информацию. Общий информационный блок можно дополнить и другими элементами, связанными с темой выставки: стихотворениями, небольшими рассказами, детскими высказываниями.

При подготовке выставки и создании экспозиции необходимо учитывать такие особенности детского творчества, как оптимизм, повышенная эмоциональность, динамичность, искренность и даже наивность, непосредственность, символическая образность. Помимо этого, для организации обзора выставленных работ на расстоянии и вблизи важно учитывать как размеры самих работ, так и масштаб изображений.

Опытный экспозиционер отбирает и группирует детские работы в определенной смысловой системе, режиссирует выставочное пространство, стремится наиболее полно и многоаспектно раскрыть природу детского творчества. Каждая работа органично вступает в «многоголосие» экспозиции, обогащая ее своей уникальной интонацией. Любая выставка, независимо от ее масштаба, призвана выявить и поддержать творческую индивидуальность каждого автора, подчеркнуть несомненные достоинства представленных на ней произведений.

Выставка творчества в атмосфере праздника. Для каждого юного автора участие в выставке — это возможность увидеть результаты своего труда как социально принятые и признанные обществом, это глубокое переживание своей причастности к общему делу — большому и важному, осознание значимости и уникальности своей личности. На художественной выставке дети приобретают опыт общения со зрителями, учатся адекватно реагировать на зрительское восприятие и оценку своего произведения. У них начинает формироваться способность к рефлексии и самооценке. Важно и то, что самооценка формируется в сопоставлении ребенком результатов своего творчества с творчеством других детей, поэтому взрослые (педагоги и родители) помогают юным дарованиям понять, что талант нужно развивать постоянно и неустанно, не превозносить результаты своей деятельности, стремиться к дальнейшему саморазвитию. И в то же время поддерживают чувство радости и удовольствия от художественного творчества.

Дети-зрители с удивлением и радостью воспринимают на выставке творчество сверстников; эмоционально и непосредственно выражают свое отношение к увиденному; оживленно общаются и обсуждают с друзьями то, что привлекло их внимание — понравилось, удивило, заинтересовало. У них бурно «включается» воображение, возникает желание творить и самим участвовать в подобных выставках. Каждый ребенок-зритель, посетивший выставку и увидевший работы других детей, находит в них много интересного, близкого, понятного, знакомого и в то же время открывает возможность собственной интерпретации представленных сюжетов.

Проведение экскурсий — активная форма образовательной работы на выставке. В роли экскурсовода могут выступать как взрослые, так и дети. Персональную выставку может открывать и представлять ребенок-автор, но при этом учитываются его индивидуальные и возрастные особенности. У ребенка, выступающего в роли экскурсовода, усиливается чувство уверенности в себе и в своих умениях выражать мысли и чувства, доносить их до других людей, появляется желание быть интересным собеседником.

Встречи детей с профессиональными писателями, поэтами, художниками, концерты юных музыкантов, выступления юных поэтов со своими литературными произведениями все это превращает детскую выставку в самый настоящий праздник. Здесь дети «открывают» особенности разных видов искусства, ощущают силу его воздействия. А еще «открывают» разностороннюю талантливость людей и наполняются новой энергией к самостоятельному творчеству. Следует заметить, что детское художественное творчество и его презентация на выставках — это не соревнование, а подлинная жизнь в искусстве и развитие человека в нем. В самом деле: глядя на оригинальный, удивляющий и восхищающий нас детский рисунок, мы понимаем, что это не кульминация творческого развития человека, а только начало его творческого пути.

Презентация работ на выставке — очень ответственное событие для всех участников. Поэтому рекомендуется устраивать праздники искусства при ее закрытии, отмечать каждого участника-автора памятным дипломом, значком, каталогом. Это важно для поощрения активных участников и их мотивации к дальнейшему творчеству, а также для поддержки интереса зрителей к самостоятельному творчеству и более активному участию в последующих выставках.

Выводы. Выставка художественного творчества— оптимальное средство визуализации темы, удачный способ (и повод) презентации индивидуальных и групповых достижений, важный элемент дизайна. Рисунки, коллажи, композиции из природных материалов, фигурки из глины или пластилина, лоскутные куклы и мягкие игрушки, сооружения из бытовых материалов и конструкторов — все это можно подобрать, грамотно сгруппировать, красиво выставить и эффектно представить участникам праздника, удивить их смелой фантазией, радостным взглядом на окружающий мир и тем самым помочь увидеть мир внутренний — его хрупкость, уникальность, самоценность.

Литература

1. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: Учеб.-метод. пос. М.: ИД «Цветной мир», 2013.

2. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. М.: ИД «Цветной мир», 2014.

3. Понятие выставки в современном музееведении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/culture/00209290_0.html/.


© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: