+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Заметки о путешествии в педагогику Реджио-Эмилия

10 Апреля 2015

Оксана Семеновна Островерх, СФУ, заведующая лабораторией Института психологии и педагогики развития, кандидат психологических наук. Руководитель РЦ «Зебра»


В 2012 году мне посчастливилось побывать в Италии, в городе Реджио-Эмилия и открыть для себя новую педагогику – педагогику Лориса Малагуцци, которая и носит название города – педагогика Реджио-Эмилия. Эта педагогика для меня стала открытием, хотя первая попытка этого метода родилась из практической работы в 1963 году под влиянием коммунистических идей – создать равные возможности для всех детей.
«Ребенок состоит из сотни, — писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. — У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».
В этих словах Л. Малогуцци и заключается основная идея Реджио-педагогики – создать для ребенка условия для его самовыражения, помочь ребенку открыть культурные способы самовыражения.
Первое, что меня поразило – это необычная, креативная образовательная среда, и детские продукты в ней – индивидуальные, неповторимые, не подражающие никаким образцам.
Заходишь в детский сад и поражаешься – много света, такое ощущение, что светом пронизано все. Идешь по коридору и вот – прозрачная дверь в зимний сад, в котором вдоль стен располагаются волшебные растения с керамическими листьями, и, присмотревшись, видишь – что это поделки детей, а зимнем саду играют две девочки в костюмах русалок. В холле детского сада – за изогнутыми зеркальными перегородками располагаются корзины, коробки с тканями, обувью, висят костюмы, шляпы, зонтики и др. Бери, играй во что хочешь. Поражает большое количество зеркальных поверхностей – изогнутых, необычной формы, или строгих, геометрических зеркальных пирамид, зеркал на полу, высотой с ребенка. Пробую присесть на коврик возле зеркала и поиграть с игрушками, которые здесь расположили дети и вдруг замечаю, как интересно смотреть на соседку – педагога из Сингапура, какую игрушку взяла она и что делает. Оказывается, это принципиально важно – чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия.
Почти все стены в детском саду прозрачные, с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В помещении группы есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть места для отдыха – мягкие корзины, матрасики, балдахины, нары со шторами.
Пространство детского сада сверх насыщенно для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре. В помещениях находится много всяких предметов, поверхностей, материалов, форм, зеркал, выступов и т.п., так, что все это можно исследовать, трогать, щупать, играть, понимая, как ты сам действуешь в этом пространстве.
Поражает огромное количество природного материала: листья, семена, ветки, разной формы камни и большое количество предметов для их изучения – лупы, микроскопы, просветные столы, большие сита для просеивания камней, разные столярно-слесарные инструменты, разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Один из конструкторов, в который играли дети – это гофрированные длинные трубки (бросовый материал), которые мальчики соединяли всевозможными способами, а затем, экспериментировали со звуком, как он «ходит» по этим трубам.
Выделены и другие места в образовательной среде, которые несут определенную смысловую нагрузку, – это пьяцца, площадь – место встречи детей из всех групп детского сада. В каждом итальянском городе, даже очень маленьком, есть пьяцца, где люди встречаются, общаются, и по подобию городской площади пьяцца есть в каждом детском саду и в каждой группе. Это место обязательной утренней встречи в группе. Это место запуска новых проектов, место обсуждения планов и впечатлений, место общения. Видно, что педагоги придают большое значение совместному планированию работы детей, их общению между собой, умению слушать друг друга и договариваться.
В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия – вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется.
В каждой группе есть летопись. Открываем и вот он, документальный фрагмент жизни группы.
19 октября – фотографии, как дети рассматривают осенние листья, записаны высказывания детей. На фотографии видно, как дети рассматривают листья, затем ветки деревьев, рисуют их.
17 ноября – дети раскладывают красивые узоры из листьев на полу, затем рисуют эти листья тонким черным фломастером. В летописи приведены некоторые рисунки, по поводу которых встречаем комментарии итальянских педагогов.
18 ноября – на улице высаживают в горшки маленькие кипарисы.
25 ноября – на столе с подсветкой рассматривают красивую ветку, затем рисуют ее.
28 ноября – рассматривают в парке (территория вокруг детского сада) кору деревьев, обхватывают ее своими руками. Затем в группе рисуют круги, передавая тем самым свои ощущения от ширины деревьев.
В приведенном фрагменте содержится несколько важных идей – идея «документирования». Регистрация всего, что говорят и делают дети. Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, нарисовать, сфотографировать происходящее. С одной стороны, наблюдая за явлением с разных точек зрения, замечая происходящие изменения, фиксируя и обсуждая с другими детьми разные догадки, гипотезы, ребенок прежде всего учится мыслить. С другой стороны, протоколируя происходящее, взрослый учится видеть «точки удивления» детей, учится понимать их, думает над тем, в какую сторону может пойти вместе с ребенком, становится чувствительным к проявлению детского интереса.
Способности детей останутся нераскрытыми, говорят педагоги, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. И это наглядный урок, который получаем мы, российские педагоги, потрясенные увиденным.
Второй урок – эстетика, необходима для построения знания. В каждом детском саду есть ателье – одна большая мастерская, и ательерист – человек, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Например, он идет с небольшой группой детей на площадь слушать звуки города, в ходе такой прогулки каждый ребенок с диктофоном записывает звуки кафе, булочной, площади, затем прослушивает их в ателье, «рисует» разные звуки. И в обсуждении совместно с ательеристом дети находят гармонию в своих рисунках и переходят к изучению ритма – прочувствованию, передаче ритма с помощью движений, созданию своих музыкальных ритмов и др. Так рождается и развивается новый проект под руководством ательериста «Звуки города». Творчество, фантазия – вот что помогает развивать ательерист.
Мы видели, что такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются очень подробно. Так же подробно, как произведения человеческих рук – стол, обувь, колодец, сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Так рождаются детские проекты…
В области обучения важнейшим принципом является положение о том, что знанием дети овладевают только в процессе собственной активной деятельности. А задача взрослых – предоставить детям ресурсы для запуска деятельности, поддержать и развить детский интерес.
Детская креативность, считают педагоги, последователи Л. Малагуцци, возникает из повседневного опыта и является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления. В нее входит выбор, свобода исследования за пределами известного, умение выдвигать предположения, принимать неожиданные решения и пробовать. Творчество можно стимулировать тогда, когда создаются условия для детской пробы, поддерживается детское воображение, эстетическое восприятие явления, его схематизация, процессы обсуждения и коммуникации.
Мы были поражены тем, как педагоги Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему. Ведь задача взрослого – помочь ребенку выразить свои, своеобразные представления о мире, дать прочувствовать их телесно, запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать детей, вызвать их вопросы, запустить их самостоятельную деятельность. И детям здесь дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес.
Хочется закончить свое путешествие словами педагогов Реджио-Эмилия: «Ребенок с самого начала – богатый, сильный, компетентный, он открыт для всего нового, которое он хочет познать».
Спасибо всем дорогим педагогам центра Л. Малогуцци и центру Сколково за открытие замечательной педагогики Реджио-Эмилия!


© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: