+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Бибика, йомацка и другие

27 Апреля 2015
Марина Шиликова

Мама говорит моему сыну: "Ой, Йомацька, хосесь кать-кать?" А я ей: "Мам, ты что и правда думаешь, что Рома так тебя лучше понимает?"

(из разговора на детской площадке)

Вот представьте себе: двор, песочница, вы ребёнка выгуливаете, и вдруг из-за угла выезжает машина. Ребёнок провожает её взглядом, и вы говорите: смотри, какая поехала…

1.​ бибика

2.​ масинка

3.​ машина

4.​ серебристый Фольксваген Пассат с объёмом двигателя 2,8 литра

Нужное подчеркнуть. Думаю, вы уже догадались, куда я клоню. Милые детские словечки для одних родителей и жуткое искажение речи, унижающее маленького человека для других. На каком языке начинать общение с малышом – на «взрослом» или на «детском»?

Моя подруга Маша лукаво не мудрствует. Её цель – чтобы маленькая Алина поскорее научилась говорить и оповещала маму о своих желаниях, а «детские» слова, по Машиному мнению, гораздо проще для произношения, чем «взрослые», поэтому ходят они ням-ням и пи-пи, ездят на би-би, играют с лялями, а собаку почему-то называют тютюка. На вопросы собственной мамы, о том, что надо же будет потом переучивать на нормальную речь, Маша отвечает, что если сама она во взрослом возрасте освоила два иностранных языка, то ребёнок тем более запросто перейдёт с детского на русский. Когда? Да вот как дорастёт, так и сразу.

 Алиночка к 11 месяцам уже показывает на машины, велосипеды и мотоциклы, радостно восклицая «биби!», а под настроение может вполне осознано назвать другого ребёнка «ляля».

До хрипоты с Машей спорит наша общая подруга Света, мама полуторагодовалого Ромы. «Корявый язык - это первый шаг к логопеду и психологу, – волнуется она, - ты неправильно произносишь звуки и слова, ребёнок это повторяет, а корректировать их потом будет специалист».

Светина мама, бывает, рассказывает Йомацке про сабаську Ававу, но только когда дочка точно её не услышит. Мы, обитательницы детской площадки, бабушку не выдаём.

Справедливости ради заметим, что когда Света говорит: «смотри, Рома, собака пудель вышла погулять», Рома смотрит именно на пуделя, а не на трусящего мимо добермана. Но, да, ни слово «пудель», ни слово «доберман» он пока не произнёс.

Логопед Людмила Филипповна Кузнецова, к которой мы обратились за советом, сразу призвала нас не смешивать сюсюканье, то есть искажение нормальных слов и так называемые детские лепетные слова. А если проще, есть огромная разница между мамой говорящей "сюсечка будет кюсять" и мамой, зовущей "ням-ням". К логопедам прежде всего попадают дети первых мам.

Совсем крошечному младенцу сюсюканье особого вреда не нанесёт, но очень важно вовремя остановиться. Людмила Филипповна уверяет, что сразу видит, когда к ней на приём приходит малыш, чья мама и в 3 и в 4 года общается с ним также как в годик: «Ко мне на прием приводят детей с речевыми проблемами, причина которых в неправильномречевом окружении. Такие дети в кабинете логопеда зачастую хорошо выполняют все задания, четко произносят звуки, но в общении с близкими людьми или играя со сверстниками, возвращаются к привычным искаженным или упрощенным словам. Это не патология, а привычный стереотип поведения, который совсем не безвреден для речевого развития ребенка.

Так называемое сюсюканье обедняет словарь малыша и самое главное нарушает развитие фонематического (речевого) слуха. Специалист сразу видит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и первая его рекомендация будет – изменить стиль общения с ребенком. Речь окружающих должна быть неторопливой, четкой, грамматически правильной, хорошо интонированной и только тогда можно ожидать, что вашему ребенку не потребуется коррекция речевого развития.

Но если у вас появились какие-то проблемы, ни в коем случае не пропустите в три годика обязательный первичный визит ребёнка к логопеду. Тогда же, в случае если обнаружатся отклонения, специалист и начнёт разбираться, что у вашего малыша – речевые нарушения или результат неправильного речевого поведения близких людей»

Специалисты говорят, что мамы, постоянно общающиеся на «детском», сюскающем и лепечущем языке, подсознательно мечтают продлить то время, когда ребёнок совсем маленький, нуждается в их непрерывной заботе и этим, сами не отдавая в этом отчёт, замедляют его развитие

Психологи призывают очень внимательно отнестись к ситуации, когда в доме появляется малыш, и вдруг сюсюкать начинает старший ребёнок. Так бывает, если дети ревнуют к младшему члену семейства, и подсознательно «прикидываются» маленькими, чтобы получить свою долю любви и внимания.

Тем же, кто не сюсюкает, то есть слова не искажает, но общается с дочкой или сыном на детском лепетном языке, переучивать и себя и ребёнка стоит начинать не позже, чем в полтора-два года, а то и раньше. Напрасно многие мамы считают, что ребёнок мал ещё, чтобы понять различия, к примеру, между мопедом и мотоциклом.

Оксана любит вспоминать, что её родители-врачи когда она в три года разбивала коленку, объясняли ей, что произошло и что теперь нужно делать, употребляя слово «эпидермис». Так же по мере возможностей они подходили и к другим областям знаний. В результате запас слов у девочки был огромный, хотя у подруг иногда возникало ощущение вроде: «ты сейчас с кем разговаривала?». Недавно я пообщалась уже с Оксаниной семилетней дочкой Лизой, которая рассказывала про "чувственные иллюстрации в этом томе собрания сочинений". Я, признаться, слушала с открытым ртом, вдруг осознав, что дети способны понять гораздо больше, чем «картинки в книжке».

Но всё же бибика, киса, ляля и титя милы сердцам многих мам, тем более, что и в самом деле в для произношения годовалому ребёнку они куда удобнее, чем длинные «взрослые» слова. Тут, как подсказывает психолог Ирина Владимировна Капустина, выход прост: «Лучше всего употреблять лепетные слова не вместо, а вместе со взрослыми, к примеру, описывая картинку в книге рассказывать: поросёнок Хрюша проголодался, он идёт к миске – топ-топ, Хрюша, и ест желуди – ням-ням, Хрюша. Второй раз рассматривая книжку замените слово идёт на бежит, торопится, направился, а топ-топ оставьте, это поможет ребёнку и набрать словарный запас и выучить посильное ему лепетное слово. То же самое можно делать и комментируя действия самого малыша.

На наших занятиях «Пойми своего ребёнка» я всегда говорю мамам, что, даже самые ярые противницы упрощённого языка всё равно не смогут избежать его проявлений. Если вы говорите: собака лает «ав-ав», а кот мяукает «мяу-мяу», то скорее всего ребёнок сначала скажет, указывая на животных, ав и мяу и только потом собака и кот, это нормально и естественно.

Но ещё раз подчеркну, что кажущаяся незрелость маленького человека, неготовность понять сложные вещи – она именно что кажущаяся. Особенно это видно на примере трёх-четырёхлетних детей, как раз в этом возрасте у тех, с кем разговаривали на равных, появляется отдача. Ко мне как-то пришла на приём мама с трёхлетним сыном, и когда я спросила: «На что жалуетесь?», мальчик тут же ответил: «У меня к маме есть ряд претензий». И обстоятельно начал их излагать. На самом деле мама пришла просто посоветоваться, какая развивающая методика подойдёт сыну в детском центре, но ребёнок этот запомнился мне очень хорошо».






























© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: