+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Чуковский и английский

20 Апреля 2015
Татьяна Владимировна Андреева
руководитель НКО "Умка"

Нужен ли английский в детском саду или развивающем центре? На Западе такой вопрос не возникает, потому что изучение иностранных языков - роскошь, этому учат только в университете. У нас изучение иностранных языков охватывает все общество, это своего рода мода, и периодически большей или меньшей популярностью у нас пользуется тот или иной язык. Так, в начале XIX века без знания французского человек вообще считался необразованным. Сейчас в топе английский, и хотя мы «учим» его и в школе, и в университете, и даже в детском саду, не всегда мы делаем это правильно, и в результате вместо владения языком умеем оперировать десятком-другим клишированных выражений. Об истории обучения языкам и основополагающих методах я и расскажу ниже.

Слышать язык

На первом этапе изучения языка главной задачей является не накопление слов с упором на их произнесение, а приучение уха к звучанию речевого потока. Занятия должны быть построены не по принципу обучения отдельным словам, а по принципу моделирования игровых ситуаций в естественной языковой среде. Как правило, игровые ситуации с музыкальными играми и динамическими паузами также называют «action-songs» - песни, сопровождаемые движениями. При этом звучание русского языка должно быть сведено к минимуму.

Однако найти хорошие курсы и центры довольно трудно, а хотелось бы решить проблему здесь и сейчас. В таком случае родители часто приглашают иноязычную няню или гувернантку с хорошим знанием языка. И это действительно выход с точки зрения моделирования языковой среды. Например, в XIX веке часто нанимали для детей дворян гувернеров-французов, и дети нередко говорили по-французски лучше, чем по-русски. Например, Александр Сергеевич Пушкин с детства охотнее говорил по-французски и позже переписывался с Чаадаевым на этом языке, за что и получил в лицее прозвище «француз». Иван Сергеевич Тургенев уже с раннего возраста свободно говорил на немецком, английском и французском языках, читал в подлинниках произведения европейской литературы. Его мать часто устраивала для детей коллективные чтения: в дождливые дни собирала детей в зале за большим круглым столом и читала поочередно то на русском, то на французском языке.

Классик детской отечественной литературы Корней Иванович Чуковский прекрасно владел английским языком. Николай Корнейчуков (это его настоящее имя) родился в бедной семье и в силу различных причин не получил полного гимназического образования. В результате мальчик вынужден был «образовываться» самостоятельно по книгам. Именно благодаря Чуковскому русские дети узнали не только его собственные шедевры «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит» и другие, но и сказки Киплинга, и знаменитых во всем мире героев – барона Мюнхгаузена, Робинзона Крузо и других. Следуя тончайшим секретам литературного слова, он превратил киплинговского «Кота, бродящего где вздумается» в «Кошку, которая гуляла сама по себе».

Маленькие дети учатся чему угодно

Одним из самых талантливых людей в области овладения языком был Генрих Шлиман – знаменитый исследователь. Он был сыном бедного пастора и вынужден был оставить школу в 14 лет. Изучением языков смог заняться только в 19 лет. За два с половиной года умудрился самостоятельно, без помощи учителей, овладеть французским, голландским, испанским, португальским и итальянским языками. Он учил языки по собственному методу, при котором на изучение каждого языка уходило не более шести недель.

Одним из великих теоретиков раннего развития был Масару Ибука, основатель фирмы «Sony», директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов». Вот его цитата: «Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представления о том, что «трудно» или «легко» - английский или японский язык, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков – все должно начинаться одновременно, для него одинаково ново все. Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается… Взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. Одними из самых сложных занятий для человека являются изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепиано. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие»

Знакомство с миром

Нужно учитывать, что в любой деятельности ребенок руководствуется, прежде всего, практической ценностью, поэтому в дошкольном возрасте к обучению иностранному языку лучше подходить, как специфическому разделу знакомства с окружающим миром. Нужно подготовить ребенка к обучению, мотивировать его. Познакомить малыша со страной, с ее традициями, рассказать о людях, их отличиях от нас и т.д. Помните, что у ребенка, который начал изучать язык раньше, будет более обширный словарный запас. И самое главное - степень уверенности и спонтанности речи у него будет гораздо выше. А именно этого зачастую не хватает нам, взрослым, которые учили язык уже в осознанном возрасте.

 

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: