+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Домашние дети

4 Июня 2015
Светлана Степанищенко

ID-10052282.jpg

Пора отправляться в мир

«Я не хочу! Мне здесь не нравится! Пойдем домой!» - пятилетний Иван заливается горькими слезами. Мама привела малыша первый раз в детский сад. Ванюша - «домашний» ребенок, всю сознательную жизнь он провел в обществе родителей и бабушек. Со сверстниками общался только на прогулках и даче, где каждое лето появлялся маленький коллектив, все дни проводящий в песочнице. «Скромный он у нас, ненастойчивый, - вздыхает бабушка, - как он в школе будет?»

И вот Иван на пороге детского сада. Мама в отчаянии – уже минут 15 она убеждает сына, что в группе нет ничего страшного. Ваня не отпускает мамин подол и никак не хочет успокаиваться. Психологи говорят – такая реакция ребенка – вполне нормальное явление. Тем более, что в четырех -пятилетнем возрасте привязанность к матери у детей гораздо сильнее, чем у 2-3летних малышей. В этом возрасте у малыша полностью меняется все психическое развитие. Впервые происходит развитие сюжетно-ролевой игры, появляется так называемое внеситуативное познавательное общение – то есть общение отделяется от конкретной ситуации, начинает развиваться воображение. Поэтому и взрослый должен переходить на другой уровень коммуникации с ребенком.

И если в этом возрасте предстоят большие перемены в маленькой жизни, будь то детский сад, подготовительные курсы  или школа у шестилеток – родителям предстоит большая работа, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.

Виолетта Люкшина, психолог центра ПМСС (психолого-медико-социального сопровождения) № 5 «Сознание» говорит – очень важна подготовка и настрой малыша на будущие перемены.

Начать стоит с малого, с режима, который должен соответствовать расписанию образовательного учреждения – детского сада или школы. То есть если в 8 часов начинается рабочий день, то постепенно ребенка нужно приучать вставать к этому времени. Лучше расписание составлять вместе с малышом, обозначая яркими картинками все этапы дня – подъем, зарядку, уроки и так далее. И как бы не хотелось отдохнуть в выходные, поспать подольше, не стоит поддаваться лени, режим должен соблюдаться и в субботу-воскресенье. Иначе малышу будет сложно каждый раз втягиваться в рабочий ритм. У первоклассников нагрузка в эти дни небольшая, поэтому психологи рекомендуют обязательно давать ребенку поручения.

На подготовительном этапе родителям нужно познакомиться с воспитателем или учителем, понять насколько стиль общения отличается от того, что принят в семье. Если это детский сад, то обязательно узнать какая программа работает в этом заведении, какими навыками и умениями уже владеют дети по каждому предмету. И если ваш ребенок не соответствует, постараться по мере сил подтянуть его до общего уровня группы. Иначе к стрессу от нового места добавиться и переживания от того, что малыш не вписывается в требования детского сада.

Адаптация к детскому саду у старших дошкольников практически ничем не отличается от привыкания малышей. Так же нужно знакомить ребенка с детским садом, с будущими товарищами по группе. Сначала на прогулках, детских праздниках, потом и на занятиях. Вначале пусть малыш видит, что мама рядом с ним. Затем можно оставлять его на некоторое время, обязательно обозначая час, когда вы вернетесь за ним. Очень важно не опаздывать! Пять минут для взрослого ничего не значат, а для ребенка – это целая трагедия.

Создать положительный настрой могут только родители. Можно предложить крохе поиграть в детский сад, причем пусть он будет и в роли воспитанника, и в роли воспитателя.

Виолетта Люкшна говорит – современные дети перестали играть. Между тем, именно сюжетно-ролевая игра является ведущей в развитии дошкольников. развивается память – нужно помнить все повороты сюжета, внимание, воображение, личностное развитие – ведь в игре ребенок примеряет на себя массу ролей и учатся правильно ориентироваться. На плечи родителей «домашних» детей падает задача создать ситуацию, при которой ребенок начнет играть. Неважно как – либо стать партнером, либо пригласить соседских детей. Малыш, который умеет играть, быстрее и проще адаптируется в любом коллективе.

Если все этапы предварительной подготовки пройдены корректно, у ребенка нормальный уровень познавательно-эмоционально-личностного развития, то больших проблем с привыканием быть не должно. Обычно спустя месяц ребенок вливается в детский коллектив. Если этого не происходит, психологи советуют обратиться к специалистам. Какую-то часть работы опять же делают родители, нужно мотивировать малыша различными методами – разговорами о том, как здорово в детском саду, сколько нового и интересного он узнает там, сколько новых игрушек и друзей в группе. Не возбраняется использовать маленькие хитрости – к примеру, можно забыть игрушку в детском саду и уже вечером рассказать, как любимый мишка или машинка скучают без своего владельца и ждут его.

Двери в школу

Даже год в детском саду поможет легче адаптироваться к школе. Виолетта Люкшина говорит, совсем «домашним» детям, которые очень мало общались со сверстниками, в школе очень сложно. Подготовка к школе – процесс целостный, навыки и умения в состоянии дать только педагоги. Родителям подготовить малыша самостоятельно довольно сложно, учитывая требования и уровень современных программ. Не менее важна и мотивационность - в детском саду её формированием занимаются психологи. Выходом для домашних деток могут стать и развивающие центры, и подготовительные классы в школах.

Учителя говорят – на подобных курсах они готовят детей к будущей школьной жизни, пытаются предотвратить проблемы, которые возникают в первом классе. Галина Мисина, педагог начальных классов рассказывает – в школе малышей, которые не ходили в детский сад, она видит сразу. Говорит, очень многое зависит от семьи, в которой рос ребенок. Если с ним занимались, разговаривали, объясняли какие-то вещи, то и адаптироваться в школьной жизни будет ему проще. Опять же многое зависит и от мотивации, от желания ребенка учится, а это тоже идет от родителей. Сказать, с кем работать сложнее - с детсадовцами или домашними – нельзя. К каждому нужен индивидуальный подход. Галина Николаевна вспоминает – в прошлом выпуске была девочка Катюша. Первый класс дался ей очень нелегко, но уже к концу начальной школы Катя стала отличницей и теперь с большим удовольствием учится. А всего-то стоило вовремя похвалить ученицу.

В особо трудных случаях родителям советуют посещать развивающие центры после школьных занятий – чтобы привыкание ребенка проходило легче.

Для работающих родителей продленка – оптимальный вариант. После школы ребенок гуляет, обедает, играет, учит уроки. Опять же, общается со сверстниками, казалось бы – что может быть лучше именно для домашнего ребенка. Но и врачи, и учителя говорят – нужен опять же индивидуальный подход. И если у малыша неврологические заболевания, то стресс от резкого перехода из щадящей атмосферы детского сада, а тем более дома, и без того для него болезненный, усугубится долгим пребыванием в школе.

Немаловажное значение для адаптации имеет и возраст, в котором ребенок идет в школу. Готовность к учебе определяется по многим факторам – в первую очередь, это физиология. Здесь родителям поможет педиатр. Во-вторых, психологическая готовность – как у ребенка развиты познавательные и эмоционально-личностные процессы, мотивация к учебе, владение определенными знаниями и навыками, это уже определяют педагог и психолог. Малыши в возрасте 6 с половиной лет в принципе готовы к школе. Но маленький нюанс – девочки взрослеют раньше. Отчасти более легкая девичья способность к адаптации связана с тем, что дамы владеют более высоким социальным навыков и изъявляют больше желания общаться и со взрослыми и с детьми. Для мальчиков-дошколят важнее предметный мир. Поэтому для адаптации маленьких мужчин лучше создавать предметно-развивающую среду – те же карандаши, красивые тетрадки, портфели.


























© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: