+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Энергоресурсы творчества

17 Апреля 2015
Людмила Александровна Антипина
художник-педагог,
заслуженный работник культуры России

Начиная с самого рождения мы учимся собирать, оценивать, перерабатывать и использовать информацию в личных целях. Самый древний и на первый взгляд самый примитивный способ обработки информации, это её оценка с помощью эмоций. Сталкиваясь с событиями, предметами, личностями, мы реагируем на них эмоционально: нравится – не нравится, безвредное – опасное, настораживает – успокаивает, позитивное – негативное, добро - зло. Но наше эмоциональное впечатление может ввести нас в заблуждение: человек, которого вы оценили первоначально как неприятного, впоследствии может оказаться отличным парнем, а обстоятельства, сегодня и сейчас расцененные тобой как безопасные и приятные, могут привести к очень тяжёлым последствиям, поставить под угрозу жизнь, сломать твоё будущее. Чувства и эмоции могут захлёстывать нас, ослеплять, не позволять трезво взглянуть на происходящее. Мы стараемся не давать волю эмоциям, пытаемся справляться с ними, обуздывать, но не всегда это у нас получается. С такой мощью, силой и энергией, которую несут в себе чувства и эмоции, трудно справиться! С эмоциональных вспышек начинаются драки, ссоры, дуэли, войны, наконец! Нелегко живётся человеку не умеющему справляться со своими эмоциями.

Так что же из этого следует? Нам необходимо избавляться от эмоционального способа переработки информации, как от атавизма, и мы должны подавлять спонтанные эмоции и чувства?! Нет! Несмотря на неточность и своё древнее происхождение эмоциональная оценка не потеряла своей актуальности и для современного человека. Мы не можем жить без эмоций, ведь мы не машины! Все виды искусства существуют благодаря нашей способности эмоционально откликаться на увиденное, услышанное, прочитанное. Мы в несколько раз лучше воспринимаем и осваиваем информацию, насыщенную эмоциями и чувствами. Люди, научившиеся управлять своими эмоциями и чувствами, (а не подавлять) перерабатывают их потенциальную энергию для познания и освоения мира, для совершения творческих действий. Творческие действия требуют особенно больших энергетических затрат! Откуда мы черпаем энергию, необходимую для роста, развития и жизни?

При рождении каждый из нас получает в дар от природы не только программы, благодаря которым происходит наш рост и развитие, но и мощный запас энергии, необходимый для их реализации. Авторы концепции универсального механизма таланта, Клименко и Акимов, назвали этот ресурс базовым энергопотенциалом. В процессе роста и развития ребёнок не только затрачивает отпущенную природой энергию, но и учится получать и добывать её извне, так появляется запас, который Клименко и Акимов назвали оперативным. Размер оперативного энергоресурса играет огромную роль в способности совершать творческие действия!

В зависимости от того, в каком состоянии находится универсальная способность творчески мыслить и действовать, мы оказываемся на трёх качественных уровнях:

Оперативный ресурс энергии человека, находящемся на 1 уровне (уголь), близок к нулю, его хватает лишь на выживание. Если человек по каким-либо причинам не научился пополнять оперативный энергопотенциал и живет растрачивая базовый энергоресурс, то вскоре приходит нервное истощение, отчаяние, стресс, болезни.

Оперативных запасов энергии человека, находящегося на 2 уровне (графит), хватает не только на выживание, но и на жизнь с удовольствием. Но для совершения творческих действий такого количества энергии слишком мало, и люди, находящиеся на этом уровне, способны лишь имитировать творческий процесс. Зато оперативной энергии достаточно для того, чтобы распознать и использовать в своей жизни гармоничные продукты творческой деятельности талантливых людей. Мало того, для «графита» гармония, созданная другими людьми, является тем источником, из которого он пополняет свой оперативный энергоресурс!

«Алмаз» (3 уровень) - это человек, который на интуитивном уровне научился оптимально пополнять оперативный энергоресурс. Познавая и осваивая окружающий мир он тратит огромное количество энергии, но чем больше он её тратит, тем больше её прибывает! Когда человек совершает творческое действие, он переживает незабываемое состояние, которое чаще всего называют вдохновением. В этом состоянии человек проделывает огромное количество работы легко, без видимых усилий. Человек не чувствует усталости, забывает о еде и сне, словно он нашёл неиссякаемый источник питающей его чистой энергии. У большинства людей, переживших состояние вдохновения, остаётся светлое, радостное ощущение, что им руководили высшие силы!

Присмотревшись к талантливому человеку, мы увидим, что чаще всего творческий импульс у него возникает тогда, когда он сталкивается с дисгармонией. Талантливый человек говорит себе: мне это не нравится и я это изменю и переделаю. Так появились когда-то большие и малые изобретения. Территория непознанного, дисгармоничного, хаотичного, неупорядоченного превращается в плацдарм, на котором реализуется врождённое стремление и способность к познанию, гармонизации, уравновешиванию и упорядочиванию. Продуктом деятельности таланта является созданная им гармония.

Вы мне можете возразить, что импульс побуждающий талантливого человека к творчеству, может возникнуть не только при встрече с дисгармонией, но и при встрече с прекрасным явлением природы, например. Да действительно это так, но если мы проследим ход мыслей и характер чувств художника, рисующего прекрасный пейзаж, то скорее всего мы обнаружим нотку грусти и горечи, смешанную с восторгом и восхищением:

«В данный момент бытия пейзаж чудо как хорош, но всё преходяще, нужно успеть поймать момент, пока не изменилось освещение, не изменились и не пропали оттенки».

Художник как никто понимает хрупкость и ранимость красоты и гармонии!

Как научиться использовать мощь наших эмоций и чувств в «мирных целях», на пользу себе и людям? Как превращать неподконтрольную реакцию на раздражитель, в чувство, способное наполнить энергией творческое действие?

В процессе работы над данным материалом я заглянула в толковые словари, чтобы увидеть разницу между понятиями эмоции и чувства. Авторы словарей дают несколько толкований, в том числе такие: чувство – это эмоция, переживание; эмоция – это душевное переживание, чувство. Достаточно размыто, а ведь нам, чтобы понять себя и то, что с нами происходит, нужно внятно и конструктивно описать непростой процесс, используя именно эту терминологию! Чтобы мы с вами адекватно понимали друг друга я предлагаю следующие варианты толкований:

Эмоция – переживание, спонтанная, неконтролируемая реакция на явление;

Чувство – осознанное отношение к чему-нибудь (например: чувство любви, чувство собственного достоинства, чувство долга)

Чтобы понять как возникает импульс, побуждающий к творческому действию, мы рассмотрим то, как оценивают и взаимодействуют с поступившей информацией из окружающего мира люди, находящиеся на разных качественных уровнях.

Рассмотрим пример:

Поставлена задача, переместить очень тяжёлый шкаф из одного угла комнаты в другой, да так, чтобы не повредить дорогой паркет. Человек, находящемся на 1 уровне (уголь), отреагирует на задание следующим образом: «Я не смогу! Смерти моей желают! Видят ведь, что мне это непосильно. Но двигать то всё равно придётся! Иначе накажут, будут неприятности…» Он взвалит непосильную ношу себе на спину, напряжёт все свои силы, и ценой своего здоровья передвинет шкаф на нужное место.

​Реакция человека, находящегося на втором уровне (графит), скорее всего будет следующей: «Вы с ума сошли! Нормальному человеку одному эту махину не перетащить! Наймите бригаду грузчиков!»

​Человек, у которого программа универсальной способности творчески мыслить и действовать работает на оптимальном уровне (алмаз), подумает: «А задачка то не из простых!» Поразмышляет и, например, подложит под ножки шкафа шкурки от сала и легко и играючи перевезёт шкаф на нужное место.

Столкнувшись с заданием, все трое поначалу отреагировали эмоционально: «Мне это не под силу!». Далее на базе негативной эмоции у каждого возникло чувство: у «угля» - обида и безысходность; у «графита» - возмущение; и только «алмаз» увидел творческую задачу там, где её не увидели остальные.

Если у вас при столкновении с задачами, которые вам предлагает жизнь, возникает ограничивающие убеждение, что это не по силам, воспользуйтесь для разрешения возникшей проблемы, выводом, который мы можем сделать в результате нашего с вами исследования:

Последовательность действий талантливого человека такова:

спонтанный эмоциональный отклик ⇒возникновение осознаваемого чувства ⇒выявление и осознание существующей проблемы (мысль) ⇒разрешение проблемы (творческое действие).

В какой момент нашей жизни мы начинаем осваивать данную стратегию творческих действий, и почему далеко не все умеют ею пользоваться?

Ваш ребёнок стал почемучкой, и его интересует всё на свете? Будьте внимательны! В жизни вашего чада наступил очень важный момент: природа запускает очередной блок программы универсальной способности творчески мыслить и действовать! Возраст почемучек большинство родителей воспринимает, как возраст, когда ребёнок начинает собирать и накапливать впрок информацию. Действительно, ребёнок в возрасте почемучек поражает родителей и педагогов не только невероятной широтой своих интересов, но и необыкновенными, безграничными возможностями своей памяти. Мы полагаем, что чем больше ребёнок узнает в этот период своего развития, тем лучше, и отчасти мы правы.

Так почему же тогда наступает момент, когда наш ребёнок, задав очередной вопрос и получив в ответ очередную порцию информации, перестаёт слушать и отходит разочарованным? И это происходит всё чаще и чаще. Через какое-то время вопросы окончательно исчезают. Мы обвиняем себя: не сумели адаптировать знания с учётом возрастных особенностей, не облекли их в увлекательную, насыщенную эмоциями и чувствами форму. Да, возможно, но главная наша ошибка всё же не в этом! Мы, родители и педагоги, должны ясно представлять то, какую чрезвычайно важную способность пытается запустить ребёнок в этот сенситивный период своего развития. Ребёнок учится видеть и формулировать проблемы, и это у него получается прекрасно и без нашей помощи, а вот следующую, наиболее важную часть врождённой программы самостоятельно одолеть может не каждый.

Давайте вспомним предшествующий важный этап развития ребёнка: запуск способности к символическому мышлению. Если ребёнок, подталкиваемый природой, по каким либо причинам не научился упорядочивать созданный им хаос, то вместо ожидаемого творца мы получаем разрушителя. И если в возрасте почемучек он сумел реализовать лишь половину природной программы, и научился лишь видеть и формулировать проблемы, а не разрешать их доступными его возрасту методами, то вместо задуманной природой способности к творческому мышлению мы получаем «демагога» и «манипулятора». Вопросы, которые задаёт ребёнок-демагог, нужны не для того, чтобы получить ответ, поиски истины его совершенно не интересуют. Задача «демагога» - самоутверждение, он думает: «А ведь я умнее этих взрослых! Я задаю вопросы, на которые они ответить не могут, а чтобы не опозориться, вид делают, что им некогда!»

Так как же помочь ребёнку запустить способность к творческому мышлению в полном объёме? Поддержите ребёнка в поиске самостоятельного ответа на поставленный им вопрос, пусть его рассуждения будут наивными, забавными, похожими на игру. Наиважнейшая, глобальная задача этого возрастного периода не в накоплении информации, не в открытии непререкаемых истин, качественный скачок в развитии ребёнка произойдёт лишь в том случае, если ему удастся освоить стратегии творческого мышления, научиться не только видеть, но и разрешать проблемы.

Предлагаю вам использовать следующие задания для ребёнка:

Задание 1

Как прочитать чувства и мысли людей по выражению лица, по жестам, пластике тела? Психологи обратили внимание на одну общую особенность, свойственную тем личностям, которым удаётся безошибочно определять нюансы настроения окружающих. Проницательные люди пользуются одним общим приёмом: они придают своему лицу такое же выражение, как у человека, в мысли которого они хотят проникнуть, и прислушиваются к возникшим у себя эмоциям. Проверь свою способность к адекватной оценке того, что чувствуют другие люди.

Задание 2

Тайну улыбки Джоконды, портрет которой написал гениальный Леонардо да Винчи, вряд ли удастся кому-либо разгадать. Художники, авторы представленных портретов, в отличие от Леонардо, стремились предельно точно передать особенности настроения персонажей фэнтэзи. Изображая литературных героев, они немного утрировали мимику своих персонажей, усилили переживания и чувства, чтобы донести до нас главные особенности их характеров. Внимательно рассмотри лица улыбающихся людей. Опиши, чем отличаются их улыбки, какие чувства выражают?

Задание 3

Проверь свою способность к распознанию и решению творческих задач:

Каждый год Настя приезжает в гости к бабушке. Накануне приезда она позвонила подружкам и договорилась, что они вместе пойдут в клуб. Перед выходом из поезда Настя обнаружила, что сумка с её одеждой пропала, а ей так хотелось блеснуть новыми нарядами. До встречи с подругами осталось всего тридцать минут, а переодеться не во что! Настя лихорадочно рылась в бабушкином шкафу: вдруг найдётся что-нибудь из её вещей, которые могли остаться с прошлого её приезда. К большой её досаде, удалось обнаружить только алый свитер, который бабушка связала и подарила Насте на день рождение, когда ей исполнилось четыре года, да чёрные хлопчатобумажные колготки того же периода, вдобавок ко всему, на колготках были спущены несколько петель.

«Какой же я была тогда маленькой!» - улыбнулась Настя и принялась за работу.

Через двадцать минут пришла одна из подруг.

- Ты выглядишь очень стильно, тебе очень идут ажурные вещи! – похвалила она Настин наряд.

Каким образом Насте удалось решить проблему? Можно ли из маленького сделать большое, или задача не имеет решения? Что на месте Насти сделали бы вы?

В тексте задания содержатся две подсказки.

Задание 4

Если ты мальчик, и принципиально не желаешь заниматься девчачьими тряпками, то персонально для тебя я приготовила равноценное задание. Возьми листок бумаги размером не более почтовой открытки (примерно 10 на 15 см) и прорежь в нём ножницами настолько большую дырку, сквозь которую ты сам сможешь пролезть.

Мы с тобой знаем, что первая эмоциональная реакция на это задание будет следующей: «Это задание не имеет решения, невозможно в маленьком листочке сделать дырку, которая будет больше этого листка в несколько раз!»

На самом деле, если ты поразмыслишь, то поймёшь: дыра может получиться настолько большой, что в неё пролезешь не только ты, но и одновременно с тобой ещё и парочка твоих друзей!

Первое задание содержит сразу две подсказки. Тебе я предлагаю только одну, но очень хорошую: возьми полоску бумаги, и сделай на ней разрезы так, как показано на рисунке. Поэкспериментируй с получившимся результатом, это поможет тебе выполнить задание быстро и эффективно. Опиши и нарисуй то, как тебе удалось выполнить задание.

 

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: