+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Франчайзинг FasTracKids

7 Апреля 2015

Приходько Анна Владимировна, руководитель Детской FasTracKidsАкадемии


Однажды увидев в Санкт-Петербурге симпатичную вывеску детского центра, как мне показалось тогда, по изучению английского языка, пользуясь свободным моментом, я зашла узнать «как у них», пообщаться.

Так я познакомилась с программой FasTracKids, с её философией, целями, занятиями. Всё было очень необычно и интересно, и было очень близко к моему представлению о том, каким должен быть детский центр и развивающие программы.

Внимательнее изучая программу и центр уже в Красноярске, я выяснила, что программа реализуется в России по франчайзингу. Так как аналогов FasTracKids в городе не было, да и услуга только зарождалась, а сама идея открытия и ведения бизнеса по франчайзингу казалось в то время очень заманчивой, через указанные на сайте контакты я обратилась к мастеру франшизы в России, который находился в Санкт-Петербурге, и получила список требований к франчайзи, пакет документов, различных расчетов и т.п. для рассмотрения вопроса более детально.

Далее мы побывали в Санкт-Петербурге. Познакомились лично с мастером франшизы в России, посмотрели занятия, первые в России центры FasTracKids (в Санкт-Петербурге их было тогда два, плюс по России 8-10 центров). Мы обсудили различные вопросы, которые тогда возникли, и решили, что стоит попробовать. На подписание договора и установочный тренинг для владельцев франшиз следовало ехать в США. Мы посетили штаб-квартиру компании в Денвере, где вместе с другими будущими франчайзи из, буквально, разных частей света прошли установочный шестидневный тренинг для владельцев франшиз. Тренинг затрагивал такие организационные вопросы, как подготовка и открытие центра, выбор и оформление помещения, набор персонала, операционная деятельность, отчетность, реклама, маркетинг и т.п. Отдельной частью стоял трехдневный инструкторский тренинг по программе, где объяснялись принципы и философия, история и цели создания, авторы и содержание программы. Мы знакомились с учебным планом, тактикой подготовки и ведения занятий, отчетами об учениках, системой взаимодействия с родителями и т.д. Это было полное содержание курса подготовки учителей программы, который необходимо пройти перед открытием своего центра, чтобы иметь право самостоятельно обучать свой персонал.

До поездки в США и подписания контракта мы подыскали и приобрели помещение, так как нашим внутренним условием «идем на открытие этого бизнеса» было наличие подходящего помещения в собственности, так как аренда для предприятия с такой низкой рентабельностью заранее была бы провальным вариантом. Для этого нам понадобился партнер, так как тогда стоимость коммерческой недвижимости была запредельной. Так мы обзавелись партнером, с которым дружно ведем этот бизнес уже 8 лет. Хотя партнерство – вопрос для большинства людей спорный, в нашем случае присутствует баланс умений и знаний, да и придумывать что-то и решать сложные задачи так проще.

Договор был подписан после прохождения тренинга летом 2007 года. Ещё год ушел на ремонт и ввод помещения в эксплуатацию, заказ и доставку учебной мебели, мультимедийного оборудования. Также в это время я занималась набором персонала, хотя коллектив был значительно меньше сегодняшнего, – два инструктора FasTracKids, учитель английского, администратор, все с педагогическим образованием или психологи, плюс уборщица. Мы обучили весь состав на инструкторов FasTracKids, для чего приглашали тренера программы, который провел 3-дневный тренинг и аттестацию. После тренинга в течение августа-сентября мои педагоги «тренировались» на наших детях и детях наших друзей, благо тогда была первая волна бэби-бума и найти детей подходящего возраста оказалось просто. Мы проводили занятия, потом обсуждались проблемы, сложности, недочеты, обсуждалось, как и что можно исправить.

Открылись мы немного позже, чем планировали, в октябре 2008 года. Основной проблемой на старте было обеспечение узнаваемости программы. Кризис грянул пару месяцев спустя после открытия, поэтому перед открытием и в первые месяцы открытия рекламная поддержка обошлась нам очень дорого, а кризис помешал набрать темп. Ну и, конечно, новизна программы, еще толком необжитое помещение, новый район – все это здорово сказалось на старте.

Далее работа, в процессе которой выявились плюсы и минусы франшизы вообще и нашей франшизы в частности.


Доводы «за»:

– Главное – это интересная по целям и по содержанию, хорошо разработанная и спланированная программа. Программа имеет четкую структуру, позволяющую ученикам «входить» в неё практически в любой момент, а также полностью проработанную поддержку в виде планов тем, отдельных уроков, описания и, при необходимости, шаблонов всех поделок, опытов, экспериментов. Самостоятельная разработка такой программы вопрос сложный, я думаю.

– Содержательное руководство к действию по открытию центра: тренинг владельца, пособие для владельца с описанием основных вопросов, консультации в любое время.

– Поддержка в процессе деятельности – американцы открыты для диалога. Помогают всегда и, кроме того, системно поддерживают нас в вопросах маркетинга, идеях преподавания и продвижения, обмена опытом и т.д. Проводятся ежегодно международные либо региональные встречи с руководством для обобщения опыта, получения новой информации. Как я вижу, сфера услуг в США и в Европе опережает нашу как минимум на 3-5 лет, а часто и больше. Поэтому рекомендации FasTracKidsltd. в области маркетинга и повышения качества и контроля качества услуг (а они, в том числе, обобщают также успешный опыт американских, азиатских, европейских академий) более чем полезны и играют на опережение. Например, именно благодаря таким рекомендациям, мы полностью отказались от дорогой, но малоэффективной (в наших мелких масштабах) рекламы в печатных изданиях, различных каталогах и т.д. и перешли целиком на работу с клиентом с целью получения обратной связи и рекомендаций, плюс ведение сайта.

– Может быть, этот плюс и спорный, но для меня это однозначный плюс – распространенность программы в мире. Программа действительно имеет статус международной, а, следовательно, интересна и понятна детям из разных стран, опробована на тысячах детей. Это также весомый аргумент для родителей в пользу программы.

– Эксклюзивный контракт, т.е. запрет на открытие других центров FasTracKids в городе.


Доводы «против»:

– Необходимость адаптации проекта в целом к нашим условиям. Проектные наполняемость центра, спрос, расположение и т.д. на практике варьируются не просто от страны к стране, но и внутри одной страны в разных городах. Поэтому проект уж точно не назовешь предсказуемым. На моей памяти в России закрылось около пяти центров за эти 8 лет, думаю, что причины в каждом случае были свои.

– Мастер франшизы по России не объяснил нюансы, проблемы и острые углы данного бизнеса в России. Более того, дал консультации, расходящиеся с законодательством и практикой по вопросам лицензирования, требований к помещениям и т.п. (это не вопрос США, они именно отсылают в этих вопросах к законодательству соответствующей страны). В результате это сильно усложнило нам жизнь и обернулось крупными затратами на переделки уже после открытия, потому что помещение и изначальная концепция его использования не полностью соответствовали требованиям, необходимым для получения разрешительных документов Роспотребнадзора и пожарного надзора, а также для получения лицензии.

– Российский мастер франшизы в процессе работы оказался более чем бездеятельным. Все вопросы мы решаем напрямую с офисом в Денвере. Соответственно, никакой (кстати, подразумеваемой при заключении договора) территориальной рекламной и методической поддержки не было за все эти 8 лет, а общение с аналогичными центрами именно из России и бывшего СССР, как показала практика, самое полезное.

– Программа достаточно регулярно пополняется производными от неё сателлитами, которые бывают то хорошими, то довольно средними, но сама программа практически не обновляется.

– Адаптация сопутствующих материалов и перевод самой программы на русский язык неплохи, но не более. На мой взгляд, программу можно заново озвучить и перевести, и только этой мерой программа значительно улучшится.

– Высокий порог входа в бизнес – высокая цена франшизы плюс затраты на покупку, ремонт и оснащение помещения. Также франшиза должна платно обновляться каждые пять лет. Для открытия филиала необходимо оплатить новую франшизу, но, в тоже время, продать действующую франшизу третьему лицу недорого и довольно просто.

– В процессе деятельности обязательные ежемесячные роялти с постоянно повышающимся минимумом, обязательные сборы на обслуживание международного сайта, сборы за интернациональные и региональные встречи. Все эти платежи не зависят от коммерческой успешности центра и итогов конкретного месяца или периода.

– Франчайзи должны соответствовать общей концепции дизайна компании. Рекламная продукция и прочие связанные с брендом FasTracKids действия согласовываются с головным офисом.


Что сегодня?

Насколько мне известно, одно время в России, в том числе и в нашем городе, открывались «Бэби-Клубы» по франшизе, кстати, созданной организацией, работающей также и по программе FasTracKids, и уже после этого опыта создавшей франчайзинг-проект по концепции своего клуба. Также мне известно о франшизных клубах «Сёма», но в нашем городе такой клуб закрылся. В чем плюсы и минусы этих франшиз, мне неизвестно. В целом, как мне кажется, самые лучшие франшизы в различных областях бизнеса уже реализованы (рестораны, фитнес-клубы и т.д.), идея франчайзинга уже не так популярна, как лет 10 назад. Универсального рецепта для всех стран и городов, так же, как и в случае с нашей франшизой, изобрести, видимо, все-таки не удалось.

Из заграничных программ мне известны интересные проекты Kindermusic, The Etiquette Factory и подобные. Хотя не уверена, что они реализуются именно по франшизе, вполне возможно, что именно как программы, но платежи, подобные роялти, в них точно есть. На мой взгляд (если бы я сейчас открывала новый центр), менее накладным является приобретение какой-то интересной программы, подобной перечисленным. Однако, если она зарубежная, на плечи «первооткрывателя» ляжет её адаптация, но, безусловно, и выгода от этого какая-то будет. Например, такое же представительство в России. Также уникальные, нестандартные программы требуют обучения и регулярного повышения квалификации педагогов, сертификации центров и персонала. Но идея и продукт все-таки должны чего-то стоить, а также реализовываться как были задуманы. Поэтому эти требования и платежи считаю вполне обоснованными и, при условии нормального течения дел, вполне по силам даже такому альтруистичному бизнесу, как наш.

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: