+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Корзинка с детством

9 Июня 2015
Елена Карева

ID-100262232.jpg

- Вот в этой футболочке ты в первый раз пошел на «Столбы», - перебираю я маленькие вещицы, – Это твой первый новогодний костюмчик – тебе не было и года. А это твои любимые шорты, ты каждый день требовал только их.

Сын завороженно смотрит в глубь корзинки – там лежит его детство.

У нас дома есть архив. Но не подумайте, что это груда пыльных бумаг, нет! Эта корзинка – «корзинка с воспоминаниями» - так звали ее дети, когда еще были совсем маленькими. В корзинке этой любовно собраны вещицы, напоминающие о событиях, о поездках, о людях.

Малыши любят фотоальбомы о себе. Они с удовольствием разглядывают картинки, где изображены совсем маленькими. Психологи говорят: это надо для того, чтобы ребенок понимал – его ждали, ему радовались, его любят. Но фотографии и даже видео – они все-таки неосязаемы. А вот эти шортики и сандалетки, кепочки и игрушки – они же зримы и вещны. И всё вперемешку. Вот бархатный плащик Звездного Мальчика из его первого спектакля. Вот две крошечные машинки – он не расставался с ними год! Ластик – подарок от «волшебных мышей». Пара пластилиновых солдатиков - память о том, как две недели глазные капли отлучили его от книжек, телевизора и компьютера. Школьные дневники и какие-то записки от друзей. И снова – маленькая любимая рубашка.

В пятилетнем возрасте сынишка разглядывал свою распашонку с восторгом взросления – о, он уже совсем большой! В десятилетнем с удивлением, неужели он был такой маленький? Сейчас в его взгляде читается настоящее умиление. Ну и (я надеюсь!) мысли о своем собственном малыше.

Конечно, этот «архив» достаем крайне редко, чтобы каждый раз он был в радость. Но кроме развлечения, есть у него некий глубинный смысл.

Тетка моего мужа имела странную привычку в подробностях описывать его детские конфузы.

- А вот помню, как Витенька масло пролил – весь угваздался, да еще потом от мамки досталось! – вещает она елейно. – И в тот же день обкакался прямо при гостях!

Муж багрово краснеет, но она не унимается:

- Ох и лупцевали его иной раз! Вот когда он в лужу провалился и грязнущий вернулся…

Я стараюсь не слушать этих историй. Я знаю, что из детства надо помнить лишь то, что делает его счастливым. И своим детям я рассказываю только яркое, нарядное, веселое. Только то, что отложится в памяти как Счастливое Детство.

Ведь согласитесь, очень многие эпизоды младенчества и раннего детства мы «помним» только потому, что нам об этом рассказывают. Так постарайтесь рассказывать исключительно хорошее: как вы вместе ездили на рыбалку и что поймали. Как устраивали самые первые дни рождения, и как было весело. Как играли с козочками и совсем не боялись.

Не надо думать, что вы испортите этим ребенка, потому что добрые воспоминания не могут испортить. То есть, конечно, не стоит безудержно хвалить его или противопоставлять нынешнему возрасту – какой, дескать, ты был смышленый и послушный! Он и сейчас смышленый и (в разумных пределах, разумеется) послушный.

В наших силах создать яркую и нарядную картину дружной семейной жизни, любви к нему, совсем еще маленькому. Картину безоблачную и светлую. Забудьте глупые и неприятные подробности, не конфузьте подросшего ребенка. Вспоминайте добро, свет, радость. Вспоминайте его добрые поступки, его смелость, решительность, его достойное поведение в каких-то сложных ситуациях.

 В воспоминаниях этих двойная польза. Во-первых, учить лучше на позитивных примерах, чем на негативных. Психологи советуют указать скорее на правильные нормы, чем отговаривать от неправильных, иными словами, лучше похвалить малыша за то, что он хотя бы собирался поступить хорошо, чем ругать за то, что он поступил плохо.

А во-вторых, создавая у своего подрастающего чада воспоминания Счастливого Детства, вы закладываете в него программу воспитания своих внуков, то есть его детей. Помня, что вы были счастливы, когда делали что-то ВМЕСТЕ – ходили на рыбалку, кормили котенка или праздновали именины, он постарается быть счастливым в родительской его ипостаси.

Но просто на память надеяться нельзя, увы! Она не то чтобы слабеет, но затемняется позднейшими наслоениями, утихает, тает. И вот тут совершенно необходимыми являются записи. Лучше – в специальных книжках вроде «Записная книжка матери» или «Мой ребенок». Там вас по пунктам попросят написать, что любил ваш малыш, что слушал, во что играл. Какие игрушки предпочитал остальным, с кем дружил, кого боялся. Делая записи, хотя бы краткие, вы непременно будете вспоминать и те подробности, которые наворачиваются вокруг любого события. Мне достаточно прочесть в книжечке: «Смотрел «Обыкновенное чудо». Расплакался», чтобы вспомнить и рассказать сыну, с каким пристальным вниманием глядел он, дошкольник еще, в экран. Как сопереживал героям. Как слезы брызнули у него из глаз, когда он понял, что юноша вот сейчас, сию минуту превратится в медведя… и его убьют!

А запись «Праздновали день рождения. Догоняли похищенный торт» - это рассказ о том захватывающем событии, когда гости сына, собравшиеся на его именины, услышали мой крик из кухни. Примчавшись туда, они услышали душераздирающую историю, что «кто-то похитил с подоконника торт и убегает во-он в ту сторону!». Подробности того, как дети догоняли «похитителя», как осаждали сторожку и в конце концов «отбили» добычу, мы вспоминаем вместе с огромным удовольствием. И сын осознает в который раз, как здорово, что мы вместе.

Поверьте, детей надо не только любить-кормить-одевать и учить. Им еще надо устраивать неожиданные праздники и приключения, веселые сюрпризы и внезапные события.

И – не давать о них забыть.

…Вернувшись вчера из столицы, сын аккуратно сунул в свой архив стопку билетов в музеи и парки. Когда-нибудь на досуге он достанет их и окунется в воспоминания. Те, которые создают причудливую яркость нашей



© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: