+7(902)9407209

Кто обзывается, тот сам так называется!

15 Апреля 2015
Елена Юрьевна Федоренко
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии развития СФУ

  обзывается1.jpg

Движущая сила

В своих исследованиях мы выделили несколько видов причин, толкающих детей на «обзывательство»:

Агрессия. В этом случае ребенок умышленно старается задеть другого.

Шутка. Цель – повеселить окружающих, а не обидеть.

Игра. Сам по себе факт придумывания каких-то прозвищ, обзывательств очень эмоционально насыщен, т.е. дети получают разряд эмоций – и те, кто дразнит, и те, кого дразнят. Такое действие не всегда вызывает обиду, оно лишь побуждает принять участие в игре.

Провокация. Возникает в детском саду, часто наблюдается в школьном возрасте, а у подростков этот повод начинает фигурировать особо, вырастая в провокационное действие. В таком случае дразнят только того, кто «ведётся» на дразнилку. Если ребенок не реагирует на провокацию или честно заявляет, что ему это неприятно, то от него отступятся - он просто станет неинтересен.

Самоутверждение. Это происходит тогда, когда один хочет самоутвердиться за счет другого.

Месть. Она начинает фигурировать в подростковом возрасте и возникает в ответ на обиду. Ребенка когда-то оскорбили, и он это помнит, поэтому при любом удобном случае, когда вокруг много людей, и ситуация для него более защищенная, он начинает обзывать или дразнить.

«Не со зла». Это означает, что дразнящий не понимает, что делает больно тому, кого дразнит. Он искренне удивляется, что на него обиделись и не желают идти на контакт.

Изгои общества

Есть категория детей, так называемых изгоев. Их дразнят все. Почему объектом для дразнилок все выбрали именно его, а не кого-то другого? Ответ очень прост. Ребенок уже пришел в школу таким из семьи: он готов к тому, что к нему будет подобное отношение, он сам же его и провоцирует, т.е. так реагирует на происходящее, что другим интересно его дразнить. В этой ситуации в первую очередь нужно работать с ребенком и его родителями, необходимо разрушить такой стереотип отношений. Ведь если ребенок изгой в школе, значит и дома у него роль «мальчика для битья», осознают это или нет его родители.

Что касается тех, кто дразнит, то нужно понимать, что у детей вообще, в отличие от взрослых, первична эмоциональность и чувственность, и они всеми фибрами души чувствуют, что человек не уверен в себе, что он смущается, и его можно поддеть, подколоть, отчего всем будет весело.

Если ребенок, которого дразнят, начинает замыкаться в себе, то ему необходимо помочь справиться с происходящим. Подобная реакция свидетельствует о том, что у него нет своих ресурсов, чтобы это просто пережить. Помочь должны конечно родители и классный руководитель.

Делать нужно следующее. Во-первых, ребенок должен понимать, что в зависимости от того, как он себя поведет, эта ситуация либо закрепится за ним, либо она разрешится сразу. Второе, нужно понять причины, поводы, по которым его дразнят. Третье, родители должны объяснить, что это нормальная ситуация, что их в детстве тоже дразнили. Ребенку еще с раннего детства надо рассказывать как, что и почему происходит в жизни. Ведь есть случаи, когда родители воспитывают чадо гиперправильно: нельзя обзываться, нельзя так-то говорить – формируя у него идеальные представления об обществе, с которыми ребенок и приходит в школу. Но так не бывает. С такими установками ему будет крайне сложно приспосабливаться к действительности.

Бьем тревогу

Обратиться за помощью к психологу необходимо, если:

- родителям не удается справиться с ситуацией самостоятельно, доводы и объяснения эффекта не дают;

- родители вообще не понимают, как ребенку можно помочь;

- случаи подтрунивания и обзывания ребенка стали регулярными;

Лучше всего, если специалист находится там же или имеет доступ к классу, тогда ситуация будет видна ему изнутри. Зачастую, наблюдая за детьми в классе, присутствуя на нескольких уроках, становится ясно, что тот, кого дразнят, сам провоцирует это. Он поворачивается, берет чужой карандаш с парты без разрешения, а тот в эту минуту нужен владельцу. Сделав это на уроке, во время перемены он услышит все, что о нем думают. Это же способ привлечения внимания к своей персоне, пусть он не является социально одобряемым, так другого-то у него нет или эффект от него сильно отсрочен.

Вообще, дразнилки абсолютно естественны для детской среды и ничего страшного в этом нет, это нормальное возрастное явление. Кстати говоря, и взрослые с удовольствием друг друга «подкалывают» и дразнят, только отличается мы тем, что имеем способы адекватного реагирования. А у детей эти способы формируются как раз за счет таких форм поведения.

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: