+7(902)9407209

Молчание - золото?

14 Апреля 2015
Наталья Дмитриева
врач-логопед

молчание2.jpg Речь ребенка развивается в определенной закономерности «от простого к сложному» и проходит в своем формировании несколько этапов. Первый этап – появление первых слов. Чаще всего малыш называет своих близких родственников – мама, папа и т.д. Происходит это примерно в возрасте одного года.

Второй этап – появление лепетных слов (1-1,5 года). Это слова типа «ням-ням», придуманные ребенком речевые формы для обозначения различных предметов. Вообще до полутора лет словарный запас развивается очень медленно, т.к. для данного возраста более характерно развитие понимания речи, нежели ее активное использование.

В 1,5-2 года происходит резкий скачок, когда ребенок начинает говорить очень много. Приблизительно в год и девять ребенок впервые начинает говорить фразами (два согласованных слова), которые, продолжая формироваться, к 2,5 годам становятся распространенными. Таким образом речь малыша становится понятной не только близким родственникам, но и окружающим, и он уже может общаться с другими детьми, договариваться, объясняться.

Говорить о задержке речевого развития мы можем в том случае, если в обозначенные сроки, плюс один - два месяца, речь ребенка должным образом не развивается. В первую очередь, нужно понять причины происходящего. Для начала, необходимо посетить невропатолога, чтобы исключить невротическую составляющую. Ведь даже самая минимальная родовая травма шейного отдела позвоночника может привести к задержке развития речи.

Если врач исключает такую патологию, нужно заниматься с ребенком самим. В таком возрасте внимательная и заботливая мама может сделать больше, чем любой логопед или дефектолог. Первый шаг к успеху – родителям необходимо отказаться от учительского, менторского тона. Ребенок в этом возрасте должен играть, и с ним надо играть. Нужно понимать, что заставлять малыша что-либо сказать, нельзя. Встречаются упорные родители, которые не дают ребенку то, что он просит, пока тот не скажет, как это называется – подобное поведение просто не допустимо.

 Положительно окрашенное общение принесет результаты намного быстрее. Для развития речи очень хороши всяческие потешки, прибаутки, повторяя которые во время умываний, приемов пищи и т.д., вы решаете важную педагогическую задачу. Плюс к этому, сопровождайте все свои действия с ребенком рассказами и объяснениями. Т.е., собираясь на прогулку, проговаривайте, что вы надеваете малышу в данный момент, какие игрушки пойдут вместе с ним и прочее. Помните, для того, чтобы слово появилось в активном словаре ребенка, он должен его услышать не менее 40 раз.

Если ситуация не исправляется своими силами, и логопед констатирует задержку речевого развития, то мы начинаем оказывать ребенку помощь. Происходит это примерно так. Мы понимаем, что ребенок в 2 года не может заговорить фразами, если в его активе еще нет слов, поэтому мы спускаемся на те ступеньки развития, которые он должен был пройти до того. Если для формирования речи необходим этап лепетной речи, значит мы возвращаемся к нему, и начинаем осваивать звукоподражание типа «мяу-мяу», «топ-топ» и т.д. Данными действиями стимулируется речевая активность ребенка и закладывается основа для дальнейшего освоения речи.

 

 

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: