+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

На пути к чтению и письму

9 Июня 2015

ID-100194378.jpg

Желание родителей научить своего ребенка-дошкольника читать, безусловно, заслуживает уважения. И хорошо, когда ребенок научится читать до школы. Ведь это умение помогает ему войти в школьную жизнь, быстрее адаптироваться к новым условиям, чувствовать себя гораздо увереннее среди сверстников.

Кроме того, дошкольный возраст - это возраст чувствительности ребенка к языку, когда нравится экспериментировать со звуками, придумывать рифмы к словам. А к 4-5 годам ребенок проявляет интерес к письменной речи и начинает писать «письма», подражая взрослым. Задача взрослых - поддержать интерес, обустроить соответствующую потребностям и интересам ребенка языковую среду.

В нашем детском саду, работающим в соответствии с принципами Монтессори-педагогики, выстраивание языковой среды в разновозрастной группе проходит по трем основным направлениям.

Развитие руки

Ребенок в возрасте 3-4 лет без особого труда овладевает моторными навыками, необходимыми для письма. Подготовленная рука позволит ребенку в будущем без особого напряжения аккуратно писать. Кроме того, логопеды считают, что, развивая руку, мы развиваем мышление ребенка, способствуем развитию его речи.

М. Монтессори считала, что дети сначала учатся писать, а затем читать. Чтение – сложный процесс, и при чтении ребенок понимает «чужой» смысл, заложенный в словах, а при письме он с помощью слов выражает свои мысли. Письмо проще чтения, но для письма требуется развитие мелкой моторики. По нашим наблюдениям, действительно, дети начинают раньше писать, чем читать.

После освоения металлических рамок-вкладышей детям предлагаются упражнения на механическое переписывание. Ребята обводят, а затем переписывают в тетрадь отельные слова или предложения, написанные письменными буквами. Конечно, механическое переписывание – это еще не письмо, а высшая степень штриховки, показывающая готовность руки ребенка к воспроизведению сложных знаков. Дети 4-6 лет увлекаются самим процессом письма, а вот для детей 7-8 лет уже важно, что писать.

Развитие фонематического слуха

Знание ребенком алфавита еще не гарантирует возможность записать свои мысли, ведь нужно уметь вычленять звуки, из которых состоит слово. Вычленять звуки для ребенка одновременно и легко, и трудно. Чутко относиться к звукам языка, улавливать оттенки произношения – развивать фонематический слух – это задача как для педагогов, так и для родителей. Дети, посещающие наш детский сад, уже с 3 лет работают с дидактическими материалами, помогающими утончению слуха. Это упражнения с шумящими цилиндрами.

А затем это умение прислушиваться и различать звуки необходимо ребенку при выделении места звука в слове (в начале, в середине или в конце).

Знакомство с образом букв

При знакомстве ребенка с буквами вводится не более 3 букв, которые резко отличаются в начертании (например, м, а, п). После того, как ребенок освоит три-четыре буквы, ему показывают, как с их помощью можно записать слова «мама», «папа». Рождение слов на глазах у ребенка стимулирует его на продолжение знакомства с другими буквами.

После продолжительного периода работы по ощупыванию, вылепливанию, рисованию букв оказывается, что ребенок уже потенциально может писать, и мы переходим к письму с помощью подвижного алфавита. При выкладывании слов берем предмет, интонационно выделяем каждый звук и поочередно выбираем букву из алфавита и выкладываем на ковре. Дети, поняв алгоритм действия, с удовольствием выкладывают свои первые слова и предложения.

Только после упражнений в письме происходит переход к чтению.

Примеры упражнений

На развитие руки

В нашем деском саду дети каждую неделю разучивают новую пальчиковую игру, и каждый ребенок рассказывает свою любимую пальчиковую игру.

Федя выбрал работу с металлическими рамками-вкладышами. Он кладет рамку на лист бумаги, обводит сначала фигуру одним цветом, а затем вкладыш изнутри другим цветом. На листе получаются два почти совпадающих контура, и это радует малыша. Затем фигура штрихуется (слева направо) и вырезается.

Арина выбрала упражнение по развитию мелкой моторики и тренируется в закручивании и откручивании крышек баночек и бутылочек.

Развитие фонематического слуха

Лиза выбрала упражнение с шумовыми цилиндрами. Она сравнивает пары цилиндров и отыскивает одинаково шумящие.

Семен выполняет упражнение на выделение звуков в слове. Здесь для него главное – определить, где находится звук (в начале, в середине или в конце слова). Если заданный звук С слышится в начале слова, то карточка с картинкой кладется в первую ячейку, если в середине – то в среднюю ячейку, в конце – в последнюю ячейку. Как правило, детям трудно выделить звук в середине слова.

Знакомство с образом букв

Педагог Таня показывает группе детей от двух до четырех лет упражнения с шершавыми буквами. Сначала, ребенок работает пальчиком, пытаясь очертить письменную букву на дощечке, а затем на подносе с манкой. В таком упражнении ребенок осваивает букву через построение ее зрительно-двигательного образа.

Маша и Арина еще не знают всех букв, поэтому они выбрали материал на соотнесение буквы на карточке с буквой на планшете. Это упражнение помогает ребенку зрительно запомнить графический образ букв.

Артемий (5,1) и Соня (5,3) работают с печатным подвижным алфавитом. Сначала они выкладывают на ковре предложение, которое им предложила записать педагог, а затем переписывают это предложение на листок. Это довольная длительная работа, но  и Артемий, и Соня с интересом и очень сосредоточенно выполняют это упражнение.

Малыши очень любят взбивать венчиком пену из жидкого мыла, закручивать крышки баночек, бутылочек, выкалывать шилом контуры предметов, рамки-трафареты с изображением животных, птиц и т.д. Одним из любимых занятий является работа с монтессори-рамками: их обведение, штриховка, а затем врезание.

К этому же направлению относятся и пальчиковые игры: рассказывание коротких стишков с помощью пальчиков.





© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: