+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Столовые приборы для малыша

10 Июня 2015
Марина Шиликова

images8.jpg

- Представляешь, - звонит мне как-то подруга, - в продаже кроме детских ложечек и вилочек бывают ещё ножички. Такие, смешные, пластмассовенькие. Я на них сейчас в аптеке смотрю. И зачем они нужны, что ими ребёнок резать-то будет?

- Покупай скорее, - кричу, – И на нашу долю прихвати. А зачем – скоро узнаешь!

Её малышу 8 месяцев и она пока радуется тому, что он научился подхватывать рукой кусок и отправлять его в рот, а ложкой машет не во все стороны, а прицельно развозит еду в районе тарелки. Но уже не за горами тот момент, когда его можно будет знакомить с вилкой, а потом и с ножом. Этапов, как таковых, в этом деле нет: не стоит ждать, пока ребёнок начнёт в совершенстве владеть одним прибором, прежде чем вводить второй.

Начинать, как мы все знаем, надо конечно с ложки. Мама кормит одной, а вторую вручает малышу, который по мере сил и умения (а правильнее пока сказать неумения) ею орудует. Сначала он научится держать ложку в кулачке, потом, если сам собой переход не произошёл, стоит ненавязчиво показать, как её берут взрослые и предложить ребёнку попробовать. Не получается – не торопите, всему своё время, научится непременно.

Вилку можно давать чуть позже ложки. Поначалу особых свершений ждать не приходится: на пластмассовую детскую вилочку и взрослому-то не просто наколоть кусок, особенно если это не твёрденькая морковка, а рассыпчатая картошка, поэтому вилкой дети просто зачёрпывают и возят по тарелке – никакой разницы с ложкой. Но постепенно приходят новые умения, особенно если мама рассказывает и показывает, как именно суп едят ложечкой, а котлетку вилочкой.

Поделюсь личным опытом. Поскольку у нас дома вилки не острые, я своей дочке Алисе в годик дала взрослую, себе взяла ещё одну и показывала, что надо делать. Сейчас Алисе полтора, и она уже хорошо умеет накалывать фрукты и овощи и отказывается есть еду состоящую из кусочков ложкой. Недавно я, правда, увидела в аптеке, что есть и детские металлические приборы, но покупать не стала – вроде бы уже и ни к чему.

Несколько сложнее научить ребёнка есть, нагребая еду на вилку ножом (вот тут-то нам и пригодится детский ножичек). В этом деле требуется скоординировать действия обеих рук. Но если родители сами едят именно так, то и дети рано или поздно начнут, им просто будет интересно повторять. Дочь моей подруги Лены Лаура, обучилась так есть уже к двум с половиной годам.

Но первые опыты с ножом должны быть попроще, дайте ребёнку размазать паштет (то же детское мясо из баночки), джем или масло по хлебу. Положите нужное количество на кусочек и покажите пример, а при необходимости и сами водите рукой малыша.

Учтите, что с самого начала стоит дать понять: даже детский пластмассовый ножик это особенный прибор. Его нельзя совать в рот, нельзя трогать руками за «лезвие». Это делается и из соображений этикета, но в первую очередь из заботы о безопасности. Привыкнув, что есть определённые правила, позже, когда ребёнок начнёт пользоваться обычным ножом, для него это будет уже нормой. Когда малыш подрастёт, ему можно будет приобрести обычный взрослый нож с закруглённым кончиком, но это уже ближе к трём годам.

Старайтесь сервировать детскую еду, делать так, чтобы блюдо радовало глаз: украшайте тарелку зеленью, раскладывайте ломтики веером, добавляйте к основному блюду кусочки овощей для яркости. Приборы кладите на нужные места: детский ножичек справа, детскую вилочку слева. Да, через пару минут от аккуратного вида не останется и следа, возможно даже вы сами превратите всё лежащее на тарелке в однородное пюре, но зато ребёнок с малых лет будет понимать, что красивая еда на красивой тарелке – это норма.

Часто дети отказывают есть жидкий суп, и чтобы его загустить, мамы просто кладут в него хлеб, Та же Лена, Лаурина мама, всегда с этой целью предварительно делает из хлеба гренки и режет их на кубики. Суть не меняется, - меняется вид блюда.

Не кормите малыша из своей или из общей тарелки: если он просит ваш кусок, переложите его в детскую и только затем, уже его вилкой или ложкой дайте или разрешите съесть самому.

Одноразовые салфетки тоже не стоит приберегать только для себя. Поначалу, после еды вытереть руки и чумазое лицо детским полотенчиком проще, но когда «период глобального свинства» пройдёт, предложите малышу, запачкавшему пальцы, обычную салфеточку, покажите, как ею пользуется мама.

Лучше всего, если вся семья собирается за столом вместе, это и пример правильных манер для ребёнка, и стимул поскорее научиться есть самостоятельно, да и в конце концов, обедать в компании куда приятнее и вкуснее, чем в одиночку. Как только ребёнок начнёт есть более или менее чисто, можно убрать с детского стульчика маленький столик и посадить сына или дочку за общий стол.

Позволю себе снова поделиться личным опытом. Мы отказались от детских пластмассовых наборчиков и даём Алисе точно такую же посуду, какую берём себе, только вместо столовых ложек – чайные или детские, если нам для еды нужны ножи, всегда кладу детский ножик и ей. То есть в целом место ребёнка почти ничем от взрослого не отличается. Блюда тоже у всех одинаковые (только папа где-то «под полой» прячет контрабандные кетчуп и майонез). У нас принято пить чай из чайной пары, поэтому Алисе также ставится для её воды, сока или компотиков чашечка с блюдцем. Когда мы обедаем все вместе, сама собой решается проблема с плохим аппетитом, весьма актуальная в другие дни. За общим столом «выпендриваться» сложнее, чем когда мама пляшет вокруг с ложечкой, а когда все вокруг едят с удовольствием, невольно хочется не отставать.

Если ребёнок делает что-то явно «не разрешённое» правилами хорошего поведения: вытирает грязные руки об стульчик, столик или об себя, складывает ноги на стол, кидает еду и посуду, нужно мягко и постоянно ему это запрещать, чтобы тот факт, что этого делать нельзя воспринимался как норма.

Но не стоит и забывать, что это прежде всего ребёнок и вести себя правильно от рождения он не будет. Старайтесь разобраться, что лежит в основе «неправильных» поступков. Вытирает руки обо всё, что попадается – важно ведь, что вытирает, значит, не нравится, что они грязные. Можно быстро подсунуть салфеточку или полотенце. Если же ребёнок балуется, это чаще всего признак того, что первый аппетит прошёл, ведь, как сказал один мой знакомый папа: «Для ребенка еда только до тех пор остается едой, пока он голоден». А значит как только пришла сытость, можно эту еду исследовать точно также, как и весь остальной мир. В этом случае можно сказать: "За едой так себя вести нельзя, ты будешь ещё кушать или наелся и пойдёшь играть?» Если ответа нет, но и игры не прекращаются, маленького баловника уже можно отправить из-за стола. Если голоден – поймёт, что это не шутки, если нет - только обрадуется.

Кто-то может сказать, что приведённые нормы «на вырост», можно и не «мучить» ими ребёнка, пусть ест как получится, он же маленький. Но очень сложно провести грань: вчера ещё можно было вести себя по-свински, а сегодня правила сменились: вот нож, вот вилка. И как приятно видеть, когда в кафе или в гостях трёхлетка аккуратно и по правилам ест, пользуется нужными приборами и делает это без малейших усилий и подсказок, просто потому что не умеет по другому. И в сотни раз приятнее, если этот трёхлетка – ваш.

Кстати! Придётся следить и за собой.

Например, многие дети когда учатся есть вилкой и ложкой, просто берут кусочек еды рукой, кладут в столовый прибор и затем отправляют в рот. У нас тоже такое было, понаблюдав за собой, я поняла, что сама спровоцировала дочку – ведь подхватить падающий у неё кусок пальцами куда проще, да и пощупать не слишком ли горячая еда, тоже. Теперь стараюсь даже в детской тарелке орудовать только ложкой или вилкой.

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: