+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Таинственная власть знаков

4 Июня 2015
Людмила Александровна Антипина
художник-педагог,
заслуженный работник культуры России

Монсерат.JPG

Ребёнок и народная культура

Знакомить с народной культурой детей желательно начинать в самом раннем возрасте, так рекомендуют ведущие педагоги всего мира. Народные песни, загадки, пословицы, игры и игрушки, орнаменты очень нравятся детям, вызывают положительные эмоции. Что-то неведомое и неосознаваемое отзывается на народное творчество в душе ребёнка, он тянется к нему, как тянется травинка к весеннему солнышку. Народное творчество всегда иносказательно и метафорично. Даже утварь, необходимая в быту, всегда, кроме обыденной функции, несёт метафорическое содержание. Ковш для питья – это иллюстрация к древнему мифу, рассказ о мироустройстве. Ребёнок пьёт и вспоминает, как бабушка рассказывала о трёх этажах мира, о том, как солнце красное в ладье, форма которой похожа на ковш, мчится от рассвета до заката по синему небу. Лошадиная голова, вырезанная на ручке, напоминает о том, что солнечную ладью тянет по небу конь. А голова утицы, рассказывает о том, что солнце после заката попадает в подземный мир, конь превращается в утицу и тянет ладью с усталым ночным солнышком по подземному морю на другой край земли.

Зачем знакомить ребёнка с древними представлениями о том, как устроен мир? Ведь в 21 веке мы знаем о законах природы значительно больше! Для того, чтобы лучше понять других людей и самих себя, глубины своего подсознания, которые могут проявляться без контроля со стороны нашего разума. Понять то, что обычно не осознаётся – менталитет человека. А менталитет, неосознаваемая, но очень важная для самопонимания вещь, иначе бы не существовало бы так много анекдотов о том, как в одинаковых обстоятельствах ведут себя представители разных народов. Но что, пожалуй, ещё важнее, это то, что с помощью культуры своего народа мы можем лучше понять другие народы, и приблизиться к пониманию того, что называют «коллективным бессознательным», то есть к пониманию универсального фундамента духовной жизни всех и одновременно каждого отдельно взятого человека.

Душа и её символы

"Как растение порождает цветок, - писал К. Юнг, - так и душа создает свои символы».

Символ – это язык нашего подсознания, на котором оно пытается выйти с нами на связь во снах и предчувствиях. По теории К. Юнга, коллективное бессознательное представляет собой всеобщую духовную основу человечества, его сверхличностную психологическую природу. Сердцевиной "коллективного бессознательного" является архетип, архетипические образы, унаследованные от предков, которые могут оказывать властное влияние на течение нашей жизни.

Многое в работе бессознательного проявляет теория К. Юнга об архетипах. Понятие архетип истолковывается в самых различных аспектах. В него включают биологические механизмы наследственности, социально-психологический контекст и даже усматривают в коллективном бессознательном некую кладовую всечеловеческого знания. И, наконец, в чем тайна воздействия искусства, и, в частности, символа, на человека? По мнению Юнга, она состоит как раз в особой способности творца почувствовать архетипические черты и по возможности точнее реализовать их в своих произведениях.

Символ всегда многозначен. По сути, природные феномены превращаются в символы тогда, когда начинают включать в себя иное значение и роль, чем имелись изначально. При этом на символы переносятся свойства символизируемого в такой полноте, что символ становится не только объектом поклонения, но и наделяется силой, присущей тому, что он символизирует. Отсюда склонность приписывать некоторым символам особую, магическую силу.

Мандола над Красноярском

Осень 2006 года. Только что я была в больнице, в которой лежит моя внучка Злата. У Златы очень тяжёлое заболевание, и я привычно хватаюсь за любую соломинку, которую, мне протягивает жизнь. На этот раз я мечтала привезти внучку, в надежде улучшить её состояние, на очень интересное для нашего города культурное событие, но врачи не позволили взять больного ребёнка из больницы даже на полчаса. Я плутаю по лабиринтам Культурно-исторического центра на Стрелке. Догоняю оживлённо обменивающихся мнениями стайку завсегдатаев, уже привыкших к акциям, перформансам и инсталляциям, которые затевают креативные сотрудники музея. Они с лёгкостью ориентируются в сложном трёхмерном пространстве огромного помещения. С ними не заблужусь! Последний тёмный коридор, гулкая металлическая лестница, и вот он зал, в котором происходит нечто необычное, но странным, непостижимым образом знакомое. Может быть, я не раз видела этот ритуал во снах, а может быть, это просыпается генетическая память. Тончайшие струйки ярко окрашенного песка медленно и тщательно вырисовывают сложный узор мандолы. Уже несколько суток тибетские монахи без устали создают сложнейший ритуальный рисунок.

- Что вы рисуете? – звучит негромкий вопрос.

Один из монахов отрывается от работы и отвечает через переводчика:

- Мы рисуем мандолу. На ней изображён чертёж небесного дворца Будды. Будды медицины.

- А цель у этого ритуала какая?

- Небесный дворец станет частью вашего города, как только мы закончим работу. Задача ритуала – оздоровление местности, и, значит здоровья тех, кто в этой местности обитает.

- А как сохранить рисунок, ведь он из песка?

- Сохранять его не нужно: ведь это только чертёж! Когда над Красноярском возникнет невидимый небесный дворец Будды, чертёж можно будет разрушить. А песок мы спустим в Енисей.

Я рассказала об этом событии, потому, что оно наглядно иллюстрирует систему мистического мышления народа. Создаётся символическое изображение предмета, события, человека, того, на что нужно оказать корректирующее воздействие, для этого используются знаки, которые складываются в орнаменты, в некий условный чертёж. Затем проводится магический ритуал. Все дожившие до наших дней народные праздники, с их таинственными ритуалами, это отголоски языческих представлений о том, как можно управлять судьбой мира, судьбой человека.

Тайна древних орнаментов

Тех, кто занимался изучением славянской культуры, славянских орнаментов, всегда поражало то, что одно и тоже явление, солнце, например, изображалось с помощью самых разных знаков: крестов, свастик, кругов, ромбов, ромбов с крючками. Почему ткачи и вышивальщицы, сохранившие древние традиции, изображая ромб, называли его кругом? Чем объясняется это огромное многообразие? Из книг и Интернета на детей посыпались самые разноречивые догадки и утверждения. Как найти зерно истины в многообразии проявлений народного орнамента? Моим ученикам оставалось только одно: самостоятельно искать свою собственную субъективную истину!

- Вот, интересно, почему многие народы нашей планеты изображали солнце в виде креста? Они не видели что ли, что солнце круглое? – удивляются дети, глядя на древние солярные знаки.

Я показываю две фотографии, на которых солнечные лучи образуют кресты – прямой и косой.

- Так вот откуда древние могли взять образ креста! – радуются дети. – От фонарей вечером тоже отходят лучи в виде четырёх или восьмиконечных крестов.

- А что если, они изображали не само солнце, а свет и энергию, которую оно несёт? Попробуйте изобразить солнечную энергию в виде двухмерной схемы, - прошу я. – Само солнце изображать не надо.

Я наблюдаю, как на рисунках детей из центральной точки начинают расходиться во все стороны многочисленные лучи, кто-то рисует их со стрелочками, кто-то без. Получается что-то вроде одуванчиков.

- Уж слишком у вас многословные рисунки, попробуйте сделать схему предельно лаконичной!

Я вижу, как появляются под карандашами детей косые и прямые кресты, существующие во всех культурах мира.

- Солнце направляет энергию и свет на все четыре стороны света! – комментирует свой рисунок Аня Бриц.

Самый лаконичная схема, изображённая детьми, состоит всего из трёх лучей, расположенных по отношению друг к другу под углами 120 градусов.

- Такой солярный знак существовал в культурах таинственных майя, инков и ацтеков! Про эти народы некоторые исследователи высказывают предположение, что они являются пришельцами с других планет, – комментирую я рисунок Леры.

- Наверное, эти инопланетяне считали, что сторон света не четыре, а три! – говорит Лера.

- Всем нам знакомо такое астрономическое явление как солнцеворот. 22 июня солнце поворачивается на зиму, и день начинает укорачиваться, а 22 декабря на лето, и день понемногу удлиняется. Попробуйте создать знаки, которые выражали бы эти явления.

Под карандашами детей появляются интересные и оригинальные схемы, но у всех у них есть существенный недостаток: в них слишком много составляющих, поэтому их никак нельзя назвать знаками. Дети сами понимают это, поэтому пробуют новые варианты.

- А у меня свастика фашистская получилась! – удручённо сообщает Аня.

- Этот древний общечеловеческий знак солнцеворота, вечного движения и преображения присвоили себе фашисты. Правда, они ошиблись с направлением движения, их знак вращается в сторону противоположную вращению солнца. Такой вариант свастики символизирует подземное, ночное солнце. А вот у тебя Аня он крутится в правильную сторону, - комментирую я рисунок. – Лера, а как нарисовали бы знак солнцеворота инки, ацтеки и майя?

- Конечно, с помощью трёхлучёвой свастики! – отвечает не только Лера, но и другие дети.

Я показываю детям варианты солярных знаков с народных костюмов и рушников: косые кресты, четырёх и восьмилучёвые звёзды, построенные на основе этих крестов, ромбы с крючками, свастики:

- Теперь народные орнаменты, наверное, уже не кажутся вам такими непонятными и непостижимыми?

Действительно, у детей появилось множество предположений и толкований тех смыслов, которые несут древние знаки. Но когда мы начинаем рассматривать славянские земледельческие календари, вышитые на фартуках русских крестьянок, наступает заминка.

- Я вот только не могу понять, почему зимнее солнце изображается в виде ромба? – спрашивает Танечка Громова.

- Попробуем поразмышлять вместе, - предлагаю я. – Русские крестьянки, сумевшие сохранить идущие из глубины веков древние традиции, когда вышивали или ткали солярный знак в виде ромба, называли его не ромб, а круг. Интересно, почему?

- Может быть потому, что вышивать и ткать круг трудно, а ромб легко? – высказывает догадку Настя Новицкая.

- Мы с вами уже сделали предположение, что солярные знаки само солнце не изображают, а показывают то, как его лучи отдают Матушке-Земле солнечную силу и энергию. – говорю я.

Меня перебивает Ксюша Тюрюкова:

- Зимой солнце плохо светит и совсем не греет, не отдаёт свою солнечную энергию, поэтому знак изображается совсем без лучей!

- Мне кажется, что Ксюше удалось объяснить смысл зимнего солярного знака, - соглашается Таня. – Солнце зимой закрывается, копит свою энергию, чтобы отдать её природе весной и летом.

- А я считаю, что вы теперь все готовы выполнить моё задание и нарисовать то, каким по логике древнего искусства должен быть солярный знак, выражающий состояние солнечной энергии на момент вашего рождения.

Знаки, созданные по законам народного искусства моими студийцами, экспонировались на многих выставках. Основной лейтмотив зрительских отзывов: они излучают удивительную силу, энергию и мощь!

Магические силы народного искусства

Как понять, что чувствовали наши славянские предки, когда рисовали, вырезали, выплетали, вышивали или ткали сложные орнаменты? Почему в древности люди верили что, создавая ритмы, они обретают способность управлять природными процессами? Крошечные зёрна жизни, а вокруг вселенская пустота, мёртвый холод, безграничный и безжалостный хаос, стремящийся поглотить и уничтожить жизнь. И у человечества есть сверхважная миссия – защищать жизнь, непрерывно создавая гармонию и порядок. Праздники, ритуалы, орнаменты, составленные из древних, уже проверенных на деле знаков, покрывающие жилища, одежду, утварь – всё работает на защиту нашего хрупкого мира. Знаки – это буквы и слоги универсального языка, на котором люди обращаются к небу, орнамент – это речь, ритуальная молитва. Орнамент можно высечь на камне, вырезать на дереве, нарисовать, вышить, выткать, сплести, вытатуировать на теле, наконец. Орнамент – это всегда симметрия, упорядоченные ритмы, а значит гармония и порядок. Хоровод – это тоже орнамент, который разворачивается во времени. Участники хоровода создавали систему изменяющихся знаков – обращались на языке символов к небу, поэтому хороводы обязательно водили только под открытым небом.

Мы изучаем аграрную магию народного искусства. Красивые орнаменты, состоящие из восьмилучевых крестов-звёзд и ромбов с точками, нарисованные моими студийцами привлекают внимание зрителей не только красотой, но и удивительной силой и мощью. Вспаханные и засеянные поля, окружают щедро отдающие свою благотворную энергию солярные знаки. Ромбы земли словно впитывают энергию, излучаемую солнцами.

- А почему, знаков солнца несколько, ведь оно одно? Наверное, для красоты? – спрашивает у маленьких художников одна из мам.

- Солнце окружает посевы со всех сторон потому, что я здесь ещё и время нарисовала, - отвечает Таня, автор одного из орнаментов. – Солнце действительно одно, но за день оно освещает поля со всех сторон: утром с востока, вечером с запада, а в полдень оно в зените.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с аграрной магией славян. С помощью орнамента мы учились управлять солнечной энергией, этапами прорастания зерна, а сегодня будем учиться вызывать дождь. Без дождя, небесной воды, земля теряла своё плодородие, поэтому обряды вызова дождя имели очень большое значение. Способов вызвать дождь наши славянские предки знали много, - обращаюсь я к студийцам. – Славяне вызывали дождь с помощью заклинаний и орнаментальных хороводов. Например, игра в ручеёк – это отголосок древнего обряда. А сейчас мы познакомимся обрядом вызова дождя с помощью архаичного плетения дёрганьем.

Плетение рассматривалось нашими предками не как ремесло, а как магическое искусство. Оно существовало на Руси издавна и обслуживало самые разные стороны жизни – защищало здоровье и жизнь людей, выплетенныё орнаменты на щитах и кольчугах, служили этой цели. С приходом христианства плетение было запрещено, и тех, кто продолжал этим заниматься казнили.

- Людмила Александровна, ничего у нас не получится, - в голосе Леры Громовой звучит ирония. – Я утром слушала сводку погоды: дождя сегодня не будет!

- Ну, и не надо! – говорят дети.

- Очень надо! Меня огород уже просто достал! Май, а солнце печёт как в Африке, всё сохнет, – переживает Таня Громова. – Вот бы дождь полил грядки!

- И не жди, придётся нам опять воду таскать, - улыбается Лера.

На пальцах у детей нитяные петли. В ритме своей работы они каждый придумывают и произносят заклички.

- Синяя небесная вода, приходи в земные берега! Упади на грядки и цветы, - слышу я как обращается к небу Аня Бриц.

Дети плетут впервые, поэтому иногда путают нитки и ошибаются.

- Старайтесь не ошибаться, а то будет град, так считали наши предки, - предупреждаю я.

Уж не знаю, что произошло на самом деле, толи небо откликнулось на наш обряд, толи синоптики ошиблись, но дождь пошёл, внезапный и нежданный дождь с градом!

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: