+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Убери за собой игрушки!

20 Апреля 2015
Юлия Юрьевна Бочарова
кандидат педагогических наук, доцент

 Проблема приучения ребенка к порядку, как и любая другая в воспитании, сложна и проста одновременно. В чем сложность? В том, что за видимым отказом убирать игрушки (ребенок иногда просто делает вид, что не слышит или не понимает родительскую просьбу) может стоять негативизм, возникающий в ответ на слишком большое число запретов, насилия в кормлении, в укладывании спать. И здесь уже надо решать проблему воспитания доверия между детьми и родителями.

В чем же простота проблемы? В способе достижения желаемой цели. Он прост, как и все гениальное: народная мудрость воспитания заключена в следующих правилах формирования привычек.

Во-первых, всему свое время. Наиболее благоприятный (синтезированный) период приучения к порядку – от 0 до 3 лет. Как, спросите вы, приучать к порядку новорожденного? Да постоянство окружающей обстановки и ухаживающих лиц воспитывает в ребенке потребность в порядке! Имеет большое значение не только соблюдение режима, но и одинаково важен постоянный цвет штор в детской, направление света, даже плюшевый мишка должен лежать всегда с одной и той же стороны. Порядок «впитывается» ребенком. Эту психологическую закономерность выявила великий итальянский психолог Мария Монтессори. Когда к нам в центр в группу развития по методу М. Монтессори приходят малыши (от 1 года до 3 лет), они впитывают порядок как в виде постоянства подготовленной развивающей среды, так и в правилах обращения с ней (каждый материал надо вернуть на свое место, прежде чем взять следующий и др.). Это требование не всегда понятно родителям, им кажется, что ребенок теряет при этом время. Однако, усвоив это правило, ребенок вдруг начинает действовать более самостоятельно, целенаправленно, концентрированно.

Во-вторых, простота решения проблемы в том, что для формирования привычки нужна тренировка. Делаете ли вы уборку игрушек в виде игры, просите ли своего «большого» ребенка помочь, мотивируете ли вы его чем-то интересным, что последует за уборкой (например, купанием, но никак не сном)? Если это происходит каждый день – ребенок приучится.

В-третьих, задача должна быть посильна. Главное, на мой взгляд, следовать девизу педагогики Монтессори, выраженного в словах ребенка: «Помогите мне это сделать самому». Ребенку должно быть понятно, что значит «убрать игрушки». Если с самого младенчества все его книжки стоят на полке, висящей на уровне его глаз, мелкие игрушки хранятся в коробке, машинки стоят в «гараже» (под столиком, например), тогда у него не возникнет проблем с возвращением их на место.

Чем раньше малыш поймет, что у него есть свои вещи, за которые он несет ответственность, тем сильнее будет потребность в сохранении порядка в маленьком мире, который ему принадлежит. Малыши нашего центра с года учатся самообслуживанию и уходу за своими вещами: как расстегнуть пуговицу, почистить ботинок, подмести за собой мусор, налить в стакан воды, помыть посуду и многое другое. Конечно, сначала специально организованные упражнения проводятся с бытовыми предметами, но полученный навык очень быстро переносится в самостоятельную жизнь ребенка. Уважайте самостоятельность малыша, поверьте, ему приятно быть независимым и сильным!







© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: