+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

В первый класс

23 Июня 2015
По материалам журнала "Город детства"

P1060591.JPG

На наши вопросы отвечает Мокроусова Анна, психолог гимназии «Универс»

- В каком возрасте надо начинать подготовку ребенка к школе?

- Существует ошибочное мнение, что детей просто необходимо готовить к школе. Но в детском саду специальные занятия уже проходят. Если родители всё-таки беспокоятся, готов ли ребенок к серьезному этапу под названием «школа», можно отвести его на диагностику. Сделать это лучше за полгода до начала учебы. Но особых поводов для беспокойства быть не должно. Дошкольный возраст сам по себе уникальный. Большая ошибка рассматривать его исключительно как время для подготовки к школе. Родители часто беспокоятся, умеет ли их ребенок писать и читать, а вот на физическую и психологическую сторону внимания обращают мало. А зря. В последнее время именно эти показатели с каждым годом становятся все хуже.

- И все-таки, нельзя же полностью полагаться на детский сад. К тому же не все дети его посещают.

- Общайтесь, играйте, читайте с ребенком. Обычное совместное чтение развивает умение слушать, воспитывает в ребенке усидчивость, любознательность. И самое главное — учит проявлять инициативу. Не отклоняйте ни одного задаваемого ребенком вопроса. Отвечайте, рассуждайте вместе.

- Уже несколько поколений детей пошли в школу с 6 лет. Есть возможность сравнить таких учеников с теми, что стали школярами в 7 лет. Что правильнее?

- Опыт показывает, что более подходящий возраст - 7 лет. Конечно, есть дети, которые двигаются в своем собственном развитии, обгоняя других. Но при видимой готовности, все равно нужна предварительная диагностика. Бывает, что ребенок очень умный, грамотный, эрудированный, но эмоционально незрелый. А это даже важнее, чем умение читать или считать. Кроме того, необходима и самостоятельность — умение ребенка обслужить себя, завязать шнурки, сложить - разложить вещи.

- На что стоит обращать внимание при выборе школы?

- В первую очередь на учителя. Вашему ребенку придется провести с ним бок о бок 4 года. От его профессионализма зависит заложенная учебная база. Узнайте и изучаемую программу начальной школы. Желательно привлечь к выбору и ребенка, чтобы он чувствовал свою сопричастность.

P1060591.JPG

-  Школа выбрана, класс сформирован, учебный год начат. Появляются первые конфликты с учителями. Не так сказал, не то потребовал...

- Не надо ждать от учителя идеального поведения. Он тоже человек со своим характером и настроением. И надо это объяснять ребенку. Но главное — заранее выяснить требования, которые выдвигает учитель, и помочь ребенку к ним адаптироваться.

- Не такой это простой процесс. Даже у спортсменов при смене места пребывания уходят время и силы на привыкание, а тут ребенок.

- Несомненно, это нелегкий период. Ребенок может оказаться в ситуации заложника — учителя требуют, родители требуют, и ребенок в силу своих личностных способностей может не успевать. Родители обязаны обеспечить тыл. Поддерживайте, помогайте. Подчеркивайте, что гордитесь им вне зависимости от результата. Рассказывайте про свой опыт, про свои слабости, ошибки. Это все жизнь, а потому нет никакой трагедии в том, что что-то в школе не получается. С этим можно поработать и исправить. Но повторяю, при этом не должно быть отрицательной оценочности учителя. Ни в коем случае. Учитель — непререкаемый авторитет.

- Получается, учитель всегда прав, ребенок тоже. Никакой здоровой критики?

- У маленького ребенка происходит этап формирования самооценки, поэтому каждое замечание, каждая словесная оценка оказывают влияние. Нельзя говорить те фразы, которые закрепляют недоверие к себе ("ты плохой, у тебя ничего не получается") и тем более сравнивать. Не должно быть никаких сравнений. Все дети разные. Оценивать можно только через достижения, только через его личные успехи и прогресс.

- Есть ли разница между привыканием к школе девочек и мальчиков?

- Конечно. Мальчики чаще всего гиперактивные. Движения им не хватает, поэтому они крутятся на уроке, бегают на переменах и получают замечания. Опытный учитель способен с пониманием отнестись к ситуации, а родители, учитывая потребности ребенка в движении, должны давать ему возможность побегать, попрыгать. Для этого хорошо бы ребенка записать в спортивную секцию.

- Должен ли меняться режим первоклассника?

- Если в садике нагрузка больше эмоциональная, то в школе над ним «висит» слово «надо». Это забирает энергию у ребенка. Потому очень важно соблюдение режима. Ложиться спать не позднее десяти. Иначе первые два урока вместо того, чтобы заниматься, ребенок будет просыпаться.

- В чём особенности расписания первоклассника?

- Есть несколько обязательных моментов, которые должны соблюдаться. Например, в расписании должна быть обязательно сорокаминутная перемена, когда ребятишки гуляют. Большая нагрузка должна приходиться на среду, а не на понедельник или пятницу. Перемены не менее двадцати минут. Все это родители могут проконтролировать и в случае нарушений узнать, в чем причина.

- И все равно дети устают.

- На период поступления, в декабре и в конце учебного года (это самые сложные ключевые моменты) желательно включить массажи. Ребенка необходимо расслаблять. Подойдет и фитотерапия. Заваривайте травы, поите фиточаями.

- Не превратится ли «первоклассное» время в гиперопеку и подчеркивание особого положения?

- Конечно, нет. Вы просто помогаете ребенку перестроиться. Со всей опекой повышаются и ваши требования к нему. Формулируя задачи, разговаривайте с ребенком четко. Требуйте их исполнения. Например, узнавая, когда ребенок прочитает книгу или выучит стихотворение не принимайте ответ скоро, а узнайте, во сколько точно или через какое время он приступит к выполнению задания. Таким образом формируется ответственность. Должна прослеживаться четкая позиция взрослого - я не буду тебя контролировать, я могу завести будильник, а ты должен сам отреагировать.

- А как быть с тем временем, когда ребенок в продленке?

- Если ребенок остается на продленку, желательно проструктурировать это время. Узнать, какие кружки есть в школе, решить с ребенком, в какие он будет ходить и призвать выделить время на уроки. И все-таки в первом классе лучше потратиться на няню или вызвать бабушку. Даже при грамотном выстроенном режиме дня, полный день в школе — очень большая нагрузка для ребенка.

- Первый класс — первые оценки. Следует ли их принимать всерьез?

- В первом классе оценки обычно не ставятся. Но в любом случае, оценка, исправление в тетради или зачеркивание учителем делаются не для наказания, а для указания того, в чем трудность. Акцент должен смещаться в эту сторону.

- А как с домашним заданием?

- Первые полгода домашнюю работу не задают вообще. Потом по усмотрению учителя. Но, в любом случае, есть правила, которые непререкаемы — уроки нужно делать обязательно. Это и другие правила можно прописать в домашнем уставе и повесить над столом школьника. Но писать следует не через "не" (нельзя пропустить уроки), а в позитивной форме.

- Многие первоклашки стремятся в школу прихватить с собой плюшевого друга. Разрешать ли брать с собой игрушки?

- Я считаю, да. Но, если учитель не разрешает на уроке выставлять игрушки на парту, следует этого придерживаться. Лучше всего позволять ребенку поиграть на перемене. К тому же, это один из способов в начале учёбы найти друзей.

- На что эффективнее потратить время до первого сентября?

- Устройте ребенку праздник взрослости. Вместе в магазине выберите одежду, портфель, обувь. Оформите в квартире личное пространство будущего школьника. Выбор, покупка, перестановка — это тоже труд. С таких мелочей все и начинается. В семейном кругу, за праздничным столом отметьте взросление — приближение школы.

И помните, есть два фактора, на которых можно играть и которыми манипулировать - ребенок хочет быть взрослым (подчеркивайте, как он сам справляется) и ребенку важно быть хозяином. Спрашивайте его, хочет ли он, чтобы им лень командовала им или он сам будет хозяином своей жизни? По-моему, ответ очевиден. Говорите о серьезных взрослых поручениях. Подчеркивайте моменты взросления. Повесьте в рамочку фотографии нового школьника. И помните, все самое главное, все основное закладывается в семье. А школа лишь добавляет и может быть где-то корректирует.

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: