+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Программа «Детство»

Содержание программы «Детство» обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.
Программа «Детство» создавалась как программа обогащенного культурного развития дошкольника, обеспечивающая единый процесс социализации и индивидуализации личности в образовательном процессе ДОУ. Для авторского замысла было значимо, что социализация предполагает не только адаптацию ребенка к социуму, усвоение готовых норм и форм социальной жизни, способов взаимодействия с объектами материальной и духовной культуры, но и выработку совместно со взрослым собственного социально-личностного опыта и ценностных ориентаций, определяющих поведение и деятельность дошкольника.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Реализованные в программе принципы гуманизации и культуросообразности дошкольного образования, обусловливают развитие дошкольника в процессе активного взаимодействия с культурой. Это отвечает присущей современным образовательным системам стратегической цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь.
Содержание программы «Детство» обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Такой подход основывается на принятом кафедрой понимании условий личностного развития как взаимодействия эмоционального, познавательного и творческого компонентов в контексте целостного становления ребенка как индивидуальности.
Социально-эмоциональное развитие ребенка представлено в программе «Детство» как одно из ведущих направлений образовательного процесса. Социально-эмоциональное развитие дошкольника выражается в его способности ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, вступать в общение и совместную деятельность, проявлять свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями и нормами, принятыми в обществе.
В детском саду у детей воспитывается привычка культуры общения, доброжелательного отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить самостоятельно и с помощью воспитателя пути справедливого разрешения возникающих проблем. В программе «Детство» подчеркивается неразрывная связь процесса социально-эмоционального развития и освоения детьми соответствующих нравственных и эстетических ценностей.
Основные ориентиры содержания процесса социально-эмоционального и нравственного развития определяет раздел программы «Детство», названный «Ребенок входит в мир социальных отношений». Он представлен тремя взаимосвязанными подразделами: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе» (отражает основные моменты развития самосознания ребенка). В каждом подразделе раскрываются эмоции и гуманные чувства, способы поведения, формы культуры общения и сотрудничества, социальные представления и ценностные установки, которые осваивает ребенок, взаимодействуя с взрослыми и сверстниками. В их основе лежит интерес к личности и деятельности другого человека (взрослого, сверстника), эмоциональный отклик, желание воплотить в своем поведении эмоционально привлекательные и социально одобряемые действия и поступки.
Опыт многолетней работы по программе «Детство» убеждает нас в том, что социально-эмоциональное развитие ребенка происходит успешно при условии его осуществления непрерывно, в каждом моменте образовательного процесса. Особенность социально-эмоционального развития состоит в том, что его нельзя ограничить каким-то определенным временем или местом в образовательном процессе, рамками какой-то одной детской деятельности.
Социально-нравственный опыт накапливается ребенком постоянно, как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении. Личный опыт дошкольника организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие реально проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Образовательное пространство развития дошкольника, обозначенное в программе «Детство», включает важнейшие сферы бытия: природа, рукотворный и социальный мир, искусство, начала математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника. Но всех их объединяет формирующееся у детей представление о человеке как главной ценности культуры.
Исходя из этого, в каждой сфере детям раскрываются нравственные и ценностные основы деятельности и отношений человека к самому себе, другим людям, к предметному и природному миру, созидательная роль человека в обществе. Эмоционально привлекательно для дошкольников раскрываются соответствующие культурные нормы общения и сотрудничества людей. Формируются коммуникативные умения, связанные с осуществлением взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Исследования показывают, что умение сопереживать, проявлять эмпатию, представляет собой неотъемлемую часть формирования личности и культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием полноценного общения и совместной деятельности. Социальное развитие ребенка, его контакты с окружающими людьми развиваются успешно при условии определенной эмоциональной «грамотности», т.е. умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других людей.
В программе «Детство» уделяется особое внимание развитию способности детей понимать и откликаться на эмоциональное состояние людей, осознавать, и регулировать собственные чувства. У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния людей и своего собственного с соответствующим настроением в музыке, поэзии, в живописи, в природе. Программа нацеливает воспитателей на развитие у дошкольников умения разнообразно передавать чувства и эмоциональные состояния в общении, играх, в движениях, в танцевальной, художественно- театральной и изобразительной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи ценности жизни и охраны всего живого. На этой основе в опыте поведения и практических дел постепенно формируется у дошкольников заботливое, бережное отношение к животным и растениям, стремление к взаимопомощи, уважение к старшим, желание опекать и поддерживать малышей, сопереживать героям литературных произведений.
Расширяется социальный кругозор дошкольников, представления о людях, семье, семейных и родственных отношениях, культурных традициях семьи, детского сада, города, страны. Нравственные ориентиры программы связаны с развитием у детей интереса к жизни разных народов, к событиям истории страны, желания участвовать в народных играх, национальных праздниках, в проводимых в детском саду акциях миролюбия «Дружат дети всей земли», «Пусть летят птицы мира», «Сохраним красоту нашей планеты». Дошкольники учатся активно выражать свое положительное отношение к миру, дружбе, ко всему живому через практическую гуманистически направленную деятельность, рисунки, поделки, творческие рассказы, театрализованные действия.
В итоге у детей развивается общая гуманистическая направленность поведения, ориентировка в социальных отношениях между людьми, в общественных мотивах их деятельности, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно обусловленных поступков, способность в общении действовать в соответствии с доступными пониманию этическими нормами и правилами. К концу дошкольного возраста формируются элементарные социально- ценностные ориентации, которые помогают ребенку правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми и индивидуальное поведение. В детских взаимоотношениях преобладают социально одобряемые ценности – поддерживать дружеские отношения, быть справедливым, защищать слабых, помогать друг другу.
Коммуникативная активность и соответствующие субъектные проявления старших дошкольников связаны с нарастающим интересом к личности сверстника как партнера общения, взаимной симпатией детей друг к другу, опытом успешного сотрудничества и содержательного эмоционально положительного общения, наличием коммуникативных, практических и игровых умений, позволяющих детям осуществлять общие замыслы, с умением ориентироваться в общении на принятые правила и нормы. В итоге освоения программы старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные социальные умения и ценностные ориентации в новых условиях школьного обучения.
Актуальной задачей современного дошкольного образования является создание в детском саду условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и исследовательской активности каждого ребенка, с учетом своеобразия его индивидуальности и темпа развития.
Задача программы «Детство» — содействовать развитию познавательной активности, любознательности, умственных способностей детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. «Линия познания» в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Для авторов программы было важно обеспечить в образовательном пространстве детского сада нарастание познавательной активности дошкольников, развитие их познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в разнообразных формах поисковой, исследовательской деятельности.
В программе с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития детей определены познавательные умения и способы познания, которые активизируют процесс познания и помогают ребенку самостоятельно действовать, получать необходимую информацию об интересующих его объектах. С этой целью дети осваивают: умения вести наблюдение и самонаблюдение, разнообразные приемы сенсорного обследования объектов, умственные операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие опыты, способы измерения, использование наглядных моделей и экспериментирование с предметами и материалами. Чем более разнообразный исследовательский опыт получает дошкольник, тем успешнее идет его познавательное развитие. Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию общей картины мира.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа «Детство» обеспечивает в первую очередь развитие образных форм познания мира - наглядно-образного мышления и воображения. Развитие познавательной активности дошкольников стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и широкого круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство, литература и др.). В каждом разделе программы внимание педагогов направляется на развитие познавательных потребностей, любознательности и самостоятельности детей.
Поддерживаемая взрослым познавательная активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая помогает ему найти ответы на вопросы «как?» и «почему? В процессе поисковой деятельности дошкольники совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают опыт познания. На разном образовательном содержании (природный и предметный мир, литература, искусство, элементарные математические представления, игра и пр.) дети приобретают «вкус» к самостоятельному исследовательскому поиску, формируются основы субъектной позиции ребенка в познании. Это проявляется:
    В интересе к познанию окружающих объектов;
    В умении ребенка принять от педагога познавательную проблемную задачу или поставить ее самостоятельно;
    В стремлении осуществить активный поиск способов решения проблемы (в том числе вариативный поиск, если избранный путь оказался неудачным);
    В настойчивости исследовательского поиска;
    В сохранении интерес к познанию и экспериментированию с объектами в дальнейшем

Анализ практики внедрения программы убеждает в особой важности развития у дошкольников опыта рефлексии своей познавательной деятельности, вовлечения в эвристическое обсуждение и проблемный диалог, активизирующих детскую познавательную и поисковую деятельность, побуждения к комбинированию и преобразованию ранее известных способов действий при решении новой проблемы.
Итогом освоения «линии познания» становится широкий кругозор, познавательная активность ребенка, способность к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания для осуществления своих замыслов, переживание интеллектуальных эмоций и радости открытий. Все это свидетельствует, об успешном становлении интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе « линия творчества». Задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в разнообразных играх, конструировании, ручном труде, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Необходимо нацеливать детей на самостоятельное и творческое применение когнитивного и практического опыта в новых ситуациях, развитие рефлексии, умения видеть результаты творческой деятельности.
Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Важно, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями мог получить возможность для творческого самовыражения и презентации творческих достижений. В образовательном процессе детского сада необходимо проектировать тактику вариативного педагогического сопровождения творческого развития дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.
Сайт программы: http://www.kdp-spb.ru/kollegam/programma-detstvo.html

Возврат к списку

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: