+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Программа «Одаренный ребенок»

Целью программы является развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Задачей настоящей программы является введение в дошкольное обучение детей действий, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей.

«Одаренный ребенок» - парциальная программа, представляет собой часть программы «Развитие». Была создана для работы с детьми от 5 до 7 лет коллективом авторов Учебного центра Венгера в 1995 году. Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности. Развивающие занятия продолжаются и на седьмом году жизни, в подготовительной к школе группе, после чего желательно поступление детей в школу повышенного типа (гимназия, лицей и т.п.), которая сумеет учесть и использовать уровень умственного развития, достигнутый детьми к 7 годам. Цели и задачи
Целью программы является развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.
Задачей настоящей программы является введение в дошкольное обучение детей действий, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т.е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.

Особенности программы
Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся раньше программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства.
Авторы данной программы для одаренных дошкольников Л.А. Венгер, доктор психологических наук, научный руководитель; О.М. Дьяченко, доктор психологических наук; Е.Л. Агаева, кандидат психологических наук; Н.Ф. Астаськова, научный сотрудник; Р.И. Бардина, кандидат психологических наук; В.В. Брофман, кандидат психологических наук; А.И. Булычева, кандидат психологических наук; И.А. Бурлакова, научный сотрудник; Н.С. Варенцова, кандидат педагогических наук; Н.С. Денисенкова, кандидат психологических наук; Т.Д. Марцинковская, кандидат психологических наук; Н.Е. Михайлова; О.Н. Павлова, кандидат педагогических наук; Л.И. Цеханская, кандидат психологических наук; Н.А. Шашкова ввели в дошкольное обучение действия, с одной стороны привычные для детской деятельности, а с другой позволяющие качественно по новому построить процесс обучение. Таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т.е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.
Программа охватывает только образовательную работу с одаренными дошкольниками, т.е. их обучение на занятиях, хотя многие виды предлагаемых заданий могут быть включены в свободную деятельность детей, при этом содержание занятий может быть существенно изменено или заменено новым (в соответствии с задачами развития умственных способностей).
Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме.

Научная база
Наглядные модели и без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, конструкции всегда моделируют действительность, передавая только общее строение предметов или ситуаций, компоненты которых обозначаются линиями, деталями строительного материала, геометрическими фигурами; моделирует действительность и сюжетно-ролевая игра, в которой дети условно обозначают других людей при помощи взятых на себя ролей и передают отношения между ними (мама — дочка, продавец — покупатель и т.п.). Однако, строя такие присущие детским видам деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей.
Положение существенно меняется, если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. А это и есть развитие умственных способностей.

Методическая литература
1. http://www.venger-center.ru/odarenniy%20rebenok.htm
2. Одаренный ребенок. Под редакцией О.М. Дьяченко. Серия «Дошкольное образование». Международный образовательный и психологический колледж. Москва, 1997.

Возврат к списку

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: