+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Программа «Истоки»

Программа направлена на обогащение психического развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности, т.е. дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
Цели и задачи
Цель программы дошкольного образования "Истоки" - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Особенности программы

Программа дошкольного образования "Истоки" строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое. Раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте.
Задается иерархия основных видов деятельности: общение, предметная деятельность, игра. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Авторы программы каждую выделенную ими основную линию развития ребенка рассматривают в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы.

Научная база
Создавая программу дошкольного образования "Истоки", авторы опирались на работы выдающихся отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и других, развивали идеи психологов и педагогов, создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания.

Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь “присвоения” ребенком общечеловеческого опыта. При этом он подчеркивал, что обучение должно ориентироваться не на уже созревшие, а на созревающие функции, на “зону ближайшего развития”. Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Содержание и формы деятельности изменяются от возраста к возрасту.
Развитие психики, как отмечал А.Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей деятельности: в младенчестве ею является деятельность общения, в раннем возрасте - орудийно-предметная деятельность, в дошкольном - игровая. Развитие ребенка зависит и от других “специфически детских” видов деятельности: изобразительной, конструирования, восприятия сказки и др. (А.В. Запорожец).

Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, которая характеризуется формированием мотивационно-потребностной сферы личности, следует деятельность другого типа, в которой происходит овладение новыми способами деятельности. Так, в деятельности общения в младенческом возрасте происходит преимущественное формирование мотивационно-потребностной сферы личности ребенка; в раннем возрасте в процессе манипулирования предметами ребенок овладевает разнообразными способами действия с предметами, свойственными человеку. В дошкольном возрасте в игровой деятельности у ребенка формируются новые мотивы и потребности: осознание своего места в обществе взрослых и сверстников, понимание того, что ему нужно учиться.

В каждом психологическом возрасте на первый план выдвигаются определенные специфические задачи развития - генетические задачи возраста. По определению Л.С. Выготского, психологический возраст - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою динамику и структуру, которую определяют:
- социальная ситуация развития, т.е. та система отношений, в которую вступает ребенок в обществе взрослых и сверстников;
- ведущий тип деятельности ребенка в этот период;
- психологические новообразования (достижения) развития;
- кризис развития, перестройка системы отношений между ребенком и взрослым.

Методическая литература
1. Для более подробного ознакомления с программой можно использовать книгу авторов Алиева Т.И., Антонова Т.Н., Арнаутова Е.П. и др. «Программа истоки» - М.: «Просвещение», 2002 год.
2. Примерная образовательная программа «Истоки» http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Istoki.pdf

Возврат к списку

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: