+7(902)9407209

Пространство для развития взрослых и детей

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Основой Вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

<b>Цели и задачи</b><br>
Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.<br>
Основой Вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.<br>
В первые 3 года своей жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить в непосредственном контакте прежде всего с матерью или с ухаживающим за ним лицом (няней). После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе «я», т.е. появляется и укрепляется сознание «Я», а также наступают известные изменения в его поведении, например, возникают новые формы игры (свободная ролевая игра), ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.<br>
Задача вальдорфского образования – разностороннее обучение малыша. Такое обучение, когда затронуты и голова, и сердце, и руки. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Таким образом, в учениках формируется внутренняя потребность к познанию, что позволяет отказаться от системы соревновательных оценок и показателей.<br>
<br>
<b>
Особенности программы</b><br>
Вальдорфские детские сады очень отличны от других дошкольных учреждений. В них существуют несколько своеобразных запретов:<br>
<ul>
    <li>запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение (воспитание не рассчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение; до 7 лет избегают нагрузки на память и на мышление; маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем; следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире; значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям);</li>
    <li>запрет на радио, кино и телевидение (СМИ для маленького ребенка - источник слишком сильных впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие; они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств);</li>
    <li>запрет на всякую оценку ребенка (ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением взрослого, при этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу).</li>
</ul>
<br>
Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему "нет". Существует только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:<br>
<ul>
    <li>Если выполнение желания ребенка может причинять вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);</li>
    <li>Если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);</li>
    <li>Если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).</li>
</ul>
    Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.<br>
Главным содержанием работы в Вальдорфской детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Кроме того, проводятся такие занятия, как лепка, пение, танец, ритмика, театрализованные представления и др.<br>
Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей.<br>
Организационной основой жизни вальдорфского детского сада являются ритм и повторение. Ритм дня представляет собой чередование "выдоха и вдоха", т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох).<br>
<br>
<b>Научная база</b><br>
Рудольф Штайнер: «…поощрение духа взаимопомощи и поддержки, являющихся противоположностью отбору и селекции особо одаренных: если у меня есть способности и что-то получается хорошо и я помогаю слабому, то мои способности не только не исчезают, но получают возможность развиваться в ином качестве — социальной ответственности. Следствием такого подхода является развитие социальных способностей понимания других людей и ориентации поступков на другого — одно из самых ценимых в современном обществе качеств человека...». Штайнер был убежден в том, что в ребенке скрыты большие духовные способности и что все дело состоит только в том, чтобы привести духовно-душевное в правильную, здоровую связь с телесным.<br>
Основные инновации, которые осуществил Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:<br>
<ul>
    <li>специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;</li>
    <li>
    принцип классного учителя, который ведет свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями, выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;</li>
    <li>
    возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;</li>
    <li>
    особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла - работа по дереву и металлу,- (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;</li>
    <li>
    совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа - есть школа для всех;</li>
    <li>
    отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции - сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;</li>
    <li>
    терапевтический аспект педагогики; введение гигиенической организации преподавания, ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются эпохами - в течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала в течении эпохи.</li>
    <li>
    связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в конференциях и преподает;</li>
    <li>
    преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;</li>
    <li>
    еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;</li>
    <li>
    коллегиальное самоуправление школы учителями;</li>
    <li>
    совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания.</li>

Комплексная программа. Существует Ассоциация Вальдорфских школ в России. Ассоциация является членом Европейского Совета Вальдорфского Образования (<a href="http://www.ecswe.org">www.ecswe.org</a>) и Международной Ассоциации Вальдорфской Педагогики в странах Центральной и Восточной Европы (<a href="http://www.iao-waldorf.de)">www.iao-waldorf.de)</a>.<br>
</ul>
<br>
<br>
<b>Методическая литература</b><br>
1. Ависон К. Справочник классного учителя вальдорфской школы. - Киев, Наири, 2005.
2. Вальдорфская педагогика. Антология. - М., Парсифаль, 2003.
3. Карлгрен Р. Воспитание к свободе. – М., Парсифаль, 1995.
4. Кёниг К. Развитие чувств и телесный опыт. - Калуга, Духовное познание.
5. Краних Э. Свободные вальдорфские школы. - М., Парсифаль, 1992.
6. Обучение в вальдорфской школе. Сборник статей по вальдорфской педагогике. - М., Парсифалль, 1995
7. Штейнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. – Калуга, Духовное познание, 1992.
8. Штейнер Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. - М., Парсифаль, 1993.
9. Штейнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. - М., Парсифаль, 1997.
10. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. - М., Парсифаль, 1995.
11. Штейнер Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа проявления душевно-духовного. Калуга, Духовное познание, 1995.
12. Штейнер Р. Искусство воспитания. Методики и дидактика. - М., Парсифаль, 1996.
13. Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения и лекции об учебном плане. -М., Парсифаль, 1995.
14. Штейнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. - М., Парсифаль, 2005.
15. Штейнер Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека. – М., Парсифаль, 1997.
16. Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека. – М., Парсифаль, 1996.
17. Штейнер Р. Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе. В 3-х т. – М., Парсифаль, 2000.
18. Штейнер Р. Познание человека и учебный процесс. – М., Парсифаль, 1998.
19. Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. - М., Парсифаль, 1996.
20. Штейнер Р., Леэрц Э.Л. Материалы по вальдорфской школе. – М., Парсифаль, 1991.
21. Штокмайер К., Штейнер Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ. – М., Парсифаль, 1995.
22. Грюнелиус Э. Вальдорфский детский сад. – М., Парсифаль, 1992.
23. Загвоздкин В. В созвучии с природой ребёнка. – С-Пб, Деметра, Просвещение, 2005.<br>

Возврат к списку

© 2014 Город детства
Сайт о дошкольном негосударственном
образовании. Детские сады. Центры
развития. Допобразование.
Родителям
Центрам
+7(902)9407209

Россия, г. Красноярск,
ул. Бограда, д. 128, оф. 405
Будьте с нами: